Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация

127025, Москва, Новый Арбат, 19

+7 (495) 697-44-45
mail@aspolrf.ru      @aspolrf
Новости

Новости

В Арктике составят прогноз состояния льда до 2050 года
В Арктике составят прогноз состояния льда до 2050 года
17 Апреля 2018     14:10
Предприятие госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот) организовало открытый конкурс на выполнение прогноза состояния арктических льдов на период 2030-2050-х годов, результаты которого будут необходимы для планирования судоходства по Северному морскому пути. Об этом стало известно из материалов на сайте закупок «Росатома».

Как отмечается в этих материалах, исследование состояния морских арктических льдов в 2030-2050 годы предполагает, в числе прочего, оценку их современного состояния и эволюции в предшествующие годы, начиная с первых спутниковых наблюдений в конце 1970-х годов, а также анализ причин и механизмов наблюдаемых изменений климатической обстановки в Арктике и на Земле в целом, в том числе, благодаря антропогенному влиянию.

Кроме того, предстоит найти и обосновать новые подходы к прогнозу сроком на десять и более лет и сделать на основе этого экспертное заключение относительно наиболее вероятных сценариев развития ледовых условий в Арктике.

Напомним, «Росатом» наделят полномочиями по осуществлению надзора и контроля судоходства на Северном морском пути. Предполагается, что принятие соответствующего законопроекта позволит существенно активизировать развитие СМП в качестве национальной транспортной магистрали в Арктике. По данным РИА-Новости, принятие этого документа ожидается в нынешнем году.

В соответствии с документом, «Росатом» может, в числе прочего, получить полномочия по организации прохода судов в акватории Северного морского пути и мониторингу гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки на СМП.
В ТПП озабочены состоянием предпринимательского климата в Арктической зоне
В ТПП озабочены состоянием предпринимательского климата в Арктической зоне
17 Апреля 2018     13:33
Торгово-промышленная палата России (ТПП) подняла вопрос создания законодательных условий и их реализация для улучшения предпринимательского климата и повышения инвестиционной привлекательности в районах Крайнего Севера, Арктической зоны и Дальнего Востока. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы ТПП, размещенном на официальном сайте ведомства.

Проблемы предпринимательского климата в регионах обсудили  во время заседания Президиума Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в Арктическую зону Российской Федерации.

«Мы всегда говорим об особенности территории Крайнего Севера для России, Арктической зоны, но, к сожалению, при создании норм, законов, правил и кодексов тема именно этих территорий, как правило, выпадает из регулирования как особенных. Это повышенная нагрузка на малый и средний бизнес, слабая инфраструктура, а все вместе — неспособность конкурировать с бизнесом средней полосы и юга страны», - отметил губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

В свою очередь, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Ольга Епифанова заявила о необходимости концептуально нового подхода эффективной государственной поддержки предпринимателей, создания и законодательного закрепления равной конкуренции для тех предпринимателей, которые и так работают в достаточно сложных условиях Севера и Арктики, а также создание стратегии пространственного развития. «Наша первостепенная задача — сделать Север привлекательным для жизни в первую очередь для тех, кто здесь родился», - сказала она.

Отметим, что ранее ТАСС, цитируя Епифанову, сообщал, что законодательные инициативы, касающиеся развития Арктики, могут быть внесены в Госдуму уже в весеннюю сессию. При этом она отметила, что вместо единого документа, возможно, будет внесен ряд законопроектов, касающихся развития Северных территорий. «Насколько я понимаю, сейчас согласовывается внутри правительства и у президента возможность создания нескольких последовательных законопроектов, которые будут дополнять друг друга. Например, в законе об опорных зонах будет только об опорных зонах, но не будет социально экономических вопросов. Соответственно, в следующем законе будет вопрос социально-экономического развития Арктики», - объяснила Епифанова.

Директор Департамента развития торгово-промышленных палат Дмитрий Кузьмин в своем выступлении предложил исходить из того, что главная ценность данных территорий – люди, которые в нелегких условия проживают в арктической зоне и развивают предпринимательство. Он подчеркнул необходимость законодательно закрепить возможность уменьшения налогооблагаемой базы на величину расходов по выполнению социальных обязательств.

По его словам, необходимо:

- установить МРОТ для районов Крайнего Севера с учетом климатического коэффициента, но не распространять данное условие на исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, что позволит реально повысить жизненный уровень населения;

- принятие закона «О малом бизнесе в сфере нефтедобычи и переработки», а также корректировка налогового законодательства и законодательства в области недропользования;

- создать административно благоприятные условия деятельности компаний за счет развития элементов «цифровой экономики» и корректировки регламентов оказания государственных услуг;

- выделение дополнительных бюджетных ассигнований.
Ледокол «Илья Муромец» начал ледовые испытания в Баренцевом море
Ледокол «Илья Муромец» начал ледовые испытания в Баренцевом море
17 Апреля 2018     11:32
Новейший ледокол Северного флота (СФ) «Илья Муромец» приступил к испытаниям на ледовых полях в восточной части Баренцева моря. Об этом сообщил начальник пресс-службы СФ капитан первого ранга Вадим Серга.

«Судно подошло к ледовой кромке, положение которой соответствует средним значениям многолетних наблюдений», — цитирует Вадима Сергу «РИА-Новости».

По его информации, толщина льда в районе проведения испытаний варьируется от 50 до 100 сантиметров; его сплоченность составляет 9-10 баллов. «Таким образом, условия проведения испытаний наиболее благоприятны и соответствуют техническим возможностям ледокола. Планируется, что испытания продлятся до конца месяца, после чего судно вернется в Мурманск», — отметил глава пресс-службы.

Он заявил, что применение ледокола «Илья Муромец» значительно расширит собственные возможности материально-технического обеспечения СФ при выполнении задач в Арктике. «Первое его участие в арктическом походе боевых кораблей и судов обеспечения по маршруту Северного морского пути планируется уже в нынешнем году», — добавил Серга.

Напомним, ледокол «Илья Муромец» построен на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Принят в состав ВМФ России 30 ноября 2017 года. Прибыл на СФ 2 января 2018 года. Ледокол имеет водоизмещение около шести тысяч тонн, длину — 85 метров, ширину — около 20 метров. На его борту имеются вертолетная площадка, кран грузоподъемностью 26 тонн и буксировочное устройство. Благодаря своей многофункциональности ледокол может широко применяться для выполнения научно-исследовательских, транспортных, спасательных и других задач в Арктике.
Члены «Ассоциации полярников Тюменской области» обсудили перспективы освоения Арктики
Члены «Ассоциации полярников Тюменской области» обсудили перспективы освоения Арктики
17 Апреля 2018     10:12
Арктика была и остается в сфере особых интересов России, поскольку ее освоение напрямую влияет на экономическую и энергетическую безопасность страны. Об этом на очередном собрании говорили члены общественной организации «Ассоциация полярников Тюменской области».

Встреча неравнодушных к проблемам Арктики ученых, политиков, журналистов и общественных деятелей состоялась в Тюменской областной Думе. Открывая заседание, спикер регионального парламента Сергей Корепанов отметил, что в настоящее время в арктической зоне реализуются крупнейшие промышленные проекты.

«Власти должны не только содействовать эффективному использованию экономического потенциала арктической зоны, но и способствовать созданию благоприятных условий для жизни и работы людей в суровых природных условиях. Свой вклад в решение этих вопросов могут внести и законодательные органы власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов», - сказал Сергей Евгеньевич.

Генеральный директор Сибирского научно-аналитического центра, президент региональной общественной организации «Ассоциация полярников Тюменской области» Анатолий Брехунцов выступил с докладом «Арктика: прошлое, настоящее и будущее». Он рассказал о проектах, которые будут реализованы в недалеком будущем – в том числе, и на тюменском севере. Анатолий Брехунцов упомянул и о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития арктических опорных зон. По его словам, нужно сформулировать основные задачи и составить предварительный алгоритм действий как минимум до 2050 года.

Также Анатолий Брехунцов во время собрания напомнил о большом юбилее – 70-летии тюменской геологии. Он перечислил основные праздничные мероприятия и в очередной раз важность открытий, которые сделали геологи-первооткрыватели.

Неоднократно участники встречи возвращались к вопросу нехватки профессиональных кадров в Арктике. Одним из немногих российских вузов, готовящих нефтегазовых специалистов для работы на Севере, остается Тюменский индустриальный университет. И.о. ректора Вероника Ефремова рассказала о принципах обучения студентов по ключевым для Арктики направлениям, о новых, связанных с криологией, дисциплинах, появившихся в учебных планах ряда специальностей. Интерес аудитории вызвала уникальная программа арктической магистратуры, которую сейчас начинает осваивать Тюменский индустриальный университет.

«Программа основана на принципах междисциплинарности и вариативности. Ключевой идеей является формирование проектных команд из магистрантов разных направлений: IT-профиля, геологии, социолого-гуманитарного профиля, которые работают под руководством ведущих исследователей над реальными проектами, направленными на решение проблем освоения территорий и ресурсов Арктики», — рассказала Вероника Ефремова.

Важным пунктом повестки собрания стало принятие новых членов в «Ассоциацию полярников Тюменской области». Участники встречи единогласно поддержали кандидатуры журналистов телерадиокомпании «Регион-Тюмень» - Александра Лабыкина, Эдуарда Улыбина, Владимира Тюменцева, Сергея Лыкасова и Александра Лищенко.

«Сегодня к нам пришли люди, не понаслышке знающие, что такое Крайней Север. Я рад, что мы приняли в состав ассоциации журналистов тюменского телевидения: с одной стороны мы получим взгляд на нашу работу под новым углом, свежие предложения, с другой – нам станет легче доводить до общественности решения, которые мы принимаем», - прокомментировал Анатолий Брехунцов.

Кроме того, новым членом «Ассоциации полярников Тюменской области» стал старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Васильев.

Под занавес встречи Сергей Корепанов наметил тему следующего собрания. Он предложил обсудить современное состояние развития традиционных отраслей – оленеводства, рыболовства, пушного промысла – в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях нефтегазового промышленного освоения.
Губернатор ЯНАО ответил на заявление США по Севморпути
Губернатор ЯНАО ответил на заявление США по Севморпути
16 Апреля 2018     14:40
«Нам чужого не надо, но своего – не отдадим», - так в интервью «ФедералПресс» прокомментировал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин заявление командующего Береговой охраной США адмирала Пола Зукунфта о том, что Северный морской путь должен быть транспортным коридором, открытым для всего мирового сообщества.

«Сегодня мы четко понимаем, что за Арктикой – будущее. Там лежат несметные сокровища, в том числе запасы пресной воды. Безусловно, это понимание есть и у других государств», – губернатор ЯНАО.

По его мнению, США пытаются вести диалог по арктической теме методами, не способствующими конструктивному взаимодействию. Он напомнил, что Северный морской путь на 95 % проходит через российские владения. «Мы не выходим на нейтральные или тем более чужие территории. Возможно, у каких-то держав и есть желание завладеть чужими природными богатствами. Здесь ответ простой: нам чужого не надо, но своего – не отдадим», – сказал глава региона в кулуарах КЭФ.

Напомним, Соединенные Штаты Америки считают, что Северный морской путь должен быть транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества. Об этом заявил в интервью ТАСС командующий Береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт.
Эксперт: У Минтранса должна быть программа на опережение
Эксперт: У Минтранса должна быть программа на опережение
16 Апреля 2018     14:10
Реализация высокотехнологичных проектов для развития Арктики невозможна без развития транспортно-технологических систем на Ямале. Такое мнение выразил генеральный директор Сибирского научно-аналитического центра, член Совета АСПОЛ Анатолий Брехунцов.

По его словам, начало строительства этим летом моста через Обь, о котором заявил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, вселяет уверенность, что Арктика будет развиваться и осваиваться, и первый шаг к этому – развитие логистической транспортной сети.

«Почему у нас не получил развития мегапроект «Урал Промышленный - Урал Полярный»? Потому что нет транспортной инфраструктуры. Для промышленного освоения больших запасов не только углеводородов, но и твердых полезных ископаемых просто необходимо развивать дорожную сеть. Строительство моста через Обь – это часть Северного широтного хода, который свяжет Ямал с Уралом и северо-западом России, а в дальнейшем и с восточными регионами, и обеспечит транспортную связь через морской порт Сабетта с Северным морским путем», - цитирует Анатолия Брехунцова СеверПресс.

Он также отметил, что при наличии инфраструктуры будет осваиваться не только Арктика, но и восточная часть нашей страны. «Сложно планировать, вносить предложения без инфраструктуры и дорог. Мост через Обь должен быть обязательно построен. Северный широтный ход просто обязан дальше развиваться по побережью арктических регионов: Ямал, Таймыр, Якутия, Дикси. На самом деле у Минтранса должна быть программа на опережение, хотя бы на 10 лет», - сказал Анатолий Брехунцов.
В Арктике проведут исследование туристического потенциала
В Арктике проведут исследование туристического потенциала
16 Апреля 2018     13:44
Русское географическое общество и Ростуризмом разработают концепцию создания туристической инфраструктуры в арктических регионах России. Об этом стало известно в ходе работы Красноярского экономического форума.

«Свою задачу мы видим в том, чтобы провести экономико- географическое исследование туристического потенциала северных регионов и на базе этого исследования выработать предложения по развитию инфраструктуры. Мы дадим не только предложения по корректировке существующих или разрабатываемых госпрограмм, но и по созданию экономических условий для туроператоров, турфирм, чтобы арктический туризм и туризм во всей Сибири получил хороший импульс развития», - цитирует заместителя исполнительного директора по вопросам регионального развития РГО Алексея Тихомирова ТАСС.

Он также отметил недостаток информации о туристических маршрутах на севере. «Их туристический потенциал достаточно неплохо представлен на региональном уровне, но для [всех] туристов, особенно иностранных, нужен какой-то ресурс, куда они могут зайти и понять, что они могут увидеть в том или ином арктическом регионе», - отметил эксперт.

Напомним, в арктическую зону России входят северные районы Архангельской области, Красноярского края и Якутии, Мурманская область, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа и город Воркута. По словам Тихомирова, если 2015 году арктические регионы посетили около 2 млн туристов, то в 2016 году их число выросло на 25%.

Напомним также, волонтеры общественной организации «Зеленая Арктика» в апреле этого года отправятся к реконструированному зданию заброшенной метеостанции на горном плато массива Рай-Из на высоте 868 метров для обустройства на ее месте горного приюта.
Красноярский край и АСПОЛ заключили соглашение о сотрудничестве
Красноярский край и АСПОЛ заключили соглашение о сотрудничестве
16 Апреля 2018     11:26
Правительство Красноярского края и общественная организация «Ассоциация полярников» заключили соглашение о сотрудничестве в решении вопросов развития арктических территорий края. Соглашение подписали в субботу в ходе Красноярского экономического форума и. о. председателя правительства края Виктор Томенко и спецпредставитель президента РФ Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президент ассоциации Артур Чилингаров.

Как отметил руководитель правительства края, почти половина территории Красноярского края относится к Арктической зоне. Это Таймырский, Долгано-Ненецкий, Туруханский районы и расположенный на Таймырском полуострове Норильск.

«Поэтому для нашего региона вопросы развития Арктики являются крайне актуальными. Полярные территории нуждаются в поддержке, внимательном к ним отношении, это очень важно с точки зрения обеспечения баланса между добычей, освоением природных ресурсов и сохранением быта, традиций коренных народов наших северных территорий, социального развития, обеспечения экологической безопасности. Чтобы заниматься всеми этими вопросами на системной основе, необходимо объединить усилия властей и общественных организаций. Вместе с Ассоциацией полярников мы будем решать эти вопросы», - сказал Томенко.

Он подчеркнул, что правительство края рассчитывает использовать опыт и профессионализм членов Ассоциации при принятии самых разных решений, которые касаются изучения и развития арктических территорий края. Учитывая, что именно там, на этих территориях в ближайшие годы будут располагаться новые точки роста, экономической и социальной активности.

«Я рад, что все, что мы задумали, мы решили. Ассоциация полярников с вами. Могу поспорить - не половина края, а две его трети принадлежат к Арктической зоне, работают полярники, моряки, летчики. Крайний север - это жемчужина Красноярского края. Это Ингирка, Игарка, Дудинка, Норильск, Хатанга, Диксан. Это направление, особенно сегодня, когда Арктика очень важна для России, будет серьезно укрепляться. А это социальные вопросы - чтобы что-то там делать, нужно, чтобы люди чувствовали внимание. Мы подписали соглашение с правительством и готовы дальше сотрудничать», - сказал Чилингаров.

Напомним, Красноярский экономический форум проходит с 12 по 14 апреля. Его главная тема – «Россия 2018-2024: реализуя потенциал».
Россиянин хочет добраться до северного полюса на велосипеде
Россиянин хочет добраться до северного полюса на велосипеде
13 Апреля 2018     15:49
Ярославский путешественник Богдан Булычев заявил о своем намерении добираться до Северного полюса на велосипеде. «Я немного устал от путешествий на машинах и решил проверить себя один на один со стихией, — рассказал Богдан Булычев изданию 76.ru. — Я очень люблю Север и очень люблю экстрим, в общем, я решил испытать себя на прочность и выбрал для этого самый-самый крайний север, а именно Северный полюс и необычный вид транспорта для себя и для Арктики — фетбайк — велосипед на больших колесах. Я поставил себе цель первым в мире добраться на фетбайке до Северного полюса и по традиции установить парочку мировых рекордов».

Булычев отправляется на Северный полюс один и пока не говорит о сроках своего путешествия.

— Сейчас основная задача — добраться до Полюса первым на велосипеде, протестировать экипировку и подготовиться к более крупной экспедиции на фетбайках уже с мыса Арктического, — рассказал Богдан Булычев.
Земля Франца-Иосифа: Медведиц пометили передатчиками
Земля Франца-Иосифа: Медведиц пометили передатчиками
13 Апреля 2018     14:44
На Земле Франца-Иосифа надели на двух самок белого медведя специальные ошейники со спутниковыми передатчиками. Благодаря им специалисты планируют подробнее исследовать жизнь хищников. Эта работа является продолжением программы мониторинга белых медведей, начатой еще в 2010 году.

Задача ученых, представляющих национальный парк «Русская Арктика» и Институт проблем экологии и эволюции им А.Н. Северцова – изучение состояния карско-баренцевоморской популяции медведей. На данный момент ни точная численность белых медведей, ни места питания и размножения достоверно науке неизвестны.

Исследователи базируются на Земле Александры. Животных усыпляют с помощью специального ружья, стреляющего снотворным. Берут необходимые пробы для определения влияния на них окружающей среды.

«Данные исследования впервые на острове проводятся в период выхода самок из родовых берлог. В связи с этим работы ведутся исходя из бережного отношения к животным в важное для семейных групп время. Поэтому вся деятельность экспедиционной группы, направленная на мечение самок, ведется лишь с учетом готовности медведиц с медвежатами к длительным переходам во льдах»,- рассказал руководитель научной группы ИПЭЭ РАН Илья Мордвинцев.

Полученные координаты медведей смогут использовать инспекторы для предотвращения встреч с хищниками. На данный момент ни точная численность белых медведей, ни места питания и размножения достоверно науке не известны.
Эксперт: У Арктики должно быть свое лекало
Эксперт: У Арктики должно быть свое лекало
13 Апреля 2018     11:37
Развитие комфортной городской среды в поселениях на побережье Северного Ледовитого океана должно идти своим путем – унифицированный подход, тиражируемый по всей стране, не применим к арктическим городам из-за суровых климатических условий. Такое мнение высказали эксперты во время круглого стола, посвященного вопросам комфортной среды обитания человека в Арктике во время работы Красноярского экономического форума (КЭФ).

По словам помощника секретаря Общественной палаты РФ, эксперта Проектного офиса развития Арктики Александра Водяника, «однобокий» подход к развитию комфортной среды в арктических городах наблюдается сейчас при реализации федерального приоритетного проекта «Комфортная среда», согласно которому благоустройство ведется по одним и тем же «лекалам Минстроя», что неприемлемо.

«У Арктики должно быть свое лекало», - цитирует Водяника ТАСС.

Как отметил в своем выступлении руководитель «Яуза-проекта» Илья Заливухин, городам побережья Северного Ледовитого океана необходим новый облик. Попытки создать новую пространственную модель арктических городов предпринимались в 20-х годах прошлого столетия, в 70-х, а также в XXI веке. В частности, предлагалось строить города в холодном климате под куполами, реализовать это экономически невозможно, однако частично эта идея может быть применима в настоящее время, отметил эксперт. По его мнению, можно было бы создать общественное пространство для прогулок, некий оазис с разного рода природным объектами, перекрыв части города в разных местах.

По словам руководителя аналитического отдела агентства стратегического развития «Центр» Ольга Грицан, которые приводит ТАСС, для многих арктических поселений характерен квазигородской тип среды, когда размыты границы между центром города и окраинами, когда из-за холодного климата ограничены открытые общественные пространства, отсутствуют места отдыха на воздухе, а все имеющееся городское благоустройство, сформированное по типу более теплых поселений, оказывается невостребованным.

«В последнее время большое внимание уделяется созданию городской комфортной среды. <...> В этой связи встает вопрос, правильно ли мы делаем, когда <...> тиражируем некие подходы, пытаясь найти унифицированный подход по созданию комфортной среды в такой большой стране, какой является Российская Федерация? <...> Надо искать очевидное отличие между комфортной городской средой, которая располагается в разных климатических поясах», - сказала Грицан.

Напомним, Красноярский экономический форум проходит с 12 по 14 апреля. Его главная тема – «Россия 2018 - 2024: реализуя потенциал». По словам председателя заксобрания Красноярского края Дмитрия Свиридова, КЭФ давно стал площадкой, на которой решается масса вопросов, влияющих на экономику регионов России. «Практические, прикладные вопросы здесь обсуждаются активно. Есть много перспективных площадок на севере и юге края, интересные для инвесторов», - цитирует Свиридова «1-line».

В свою очередь, президент АСПОЛ Артур Чилингаров в ходе работы форума отметил: «Мы наблюдаем сейчас непростую международную ситуацию, а в Арктике, мы всегда это подчеркивали и говорили, нет проблем, которые мы не можем решить с помощью международного сотрудничества. Мы можем договариваться. Это пример для того, чтобы договаривались и в других частях света».

Эксперты форума уверены, что взаимодействие и с зарубежными коллегами, и со специалистами из разных областей России позволит использовать огромные полярные территории для развития и процветания всей страны и, в первую очередь, Красноярского края.
Атомфлот хочет развивать строительство неатомных ледоколов
Атомфлот хочет развивать строительство неатомных ледоколов
12 Апреля 2018     15:57
Атомфлот планирует развивать неатомный портовый флот. Об этом сообщил директор по технической эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Олег Дарбинян во время работы восьмой Международной конференции «Логистика в Арктике».

«В ближайшем будущем «Ямал СПГ» потребует новых судов. Нами принято решение построить свой новый неатомный портовый флот: два буксира ледового класса мощностью 5 МВт, два ледокольных усиленных буксира мощностью 7 МВт и портовый ледокол мощностью 12 МВт», - цитирует Олега Дарбиняна ИА «СеверПресс».

По словам Дарбиняна, три буксира уже работают в порту Сабетта, четвертый – «Надым» на этой неделе спустят на воду. Окончание его строительства назначено на 25 мая 2018 года. К работе в Сабетте он должен приступить с 1 июля. Портовый ледокол планируют сдать в конце этого года.

Олег Дарбинян сообщил, что Атомфлот считает необходимым строительство четырех ледоколов на сжиженном природном газе мощностью 40 МВт.

«Основная проблема – это выстроить логистику, чтобы понять число ледоколов, необходимое для выполнения всех задач. Но уже сейчас ясно, что нам точно понадобится ледокол мощностью 40 МВт, работающий на СПГ. Сейчас его проект находится в технической проработке. В перспективе необходимо будет четыре таких ледокола», - сказал Олег Дарбинян.
Новости 781 - 792 из 913
Начало | Пред. | 64 65 66 67 68 | След. | Конец