Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация
@aspolrf mail@aspolrf.ru
+7 (495) 697-44-45
Москва, Новый Арбат, 19
Новости

Новости

Беларусь готова принять участие в развитии и освоении Арктики
Беларусь готова принять участие в развитии и освоении Арктики
25 Июля 2018     11:00
Республика Беларусь имеет возможность для участия в освоении и развитии Арктики. Об этом заявил журналистам в Мурманске госсекретарь Союзного государства Россия-Беларусь Григорий Рапота, говоря о перспективах сотрудничества Беларуси и Мурманской области.

«Не хотелось бы, чтобы Союзное государство, Беларусь оставались в стороне от использования Арктики. Тем более, что возможности для технологического участия есть», - цитирует Рапота ТАСС.

По его словам, Арктика интересна в первую очередь в сферах добычи полезных ископаемых и как транспортная морская артерия, Севморпуть. И возможности беларуских ученых и промышленников здесь могли бы быть востребованы.

Госсекретарь отметил, что уже действует ряд совместных для наших стран программ, косвенно касающихся Арктики. В частности, программа по использованию космического пространства для дистанционного зондирования Земли. «Это имеет отношение к Арктике, и уже здесь белорусские ученые участвуют», - сказал Рапота. Среди других сфер сотрудничества он назвал туризм, тяжелую технику, в частности, горнодобывающие предприятия Мурманской области активно используют машины белорусского производства.
Ледокольная навигация этого года стала одной из самых длинных в российской Арктике
Ледокольная навигация этого года стала одной из самых длинных в российской Арктике
25 Июля 2018     10:00
Сезон работы атомных ледоколов в Арктике в этом году стал одним из самых долгих за последние годы. Об этом сообщила пресс-служба «Атомфлота».

Обычно зимне-весенняя навигация завершается в середине июня, но в этом году она продлилась еще более чем на месяц. «Зимне-весенняя навигация в этом году продлилась намного дольше обычного – она завершилась 22 июля», - сказали в компании.

Финальную точку в навигации поставил атомный ледокол «Таймыр», который 22 июля завершил проводку танкера «Псков» из Обской губы в район мыс Желания. Как ранее сообщали в компании, длинная навигация связана с тяжелыми ледовыми условиями в Арктике.

За восемь месяцев работы в акватории Северного морского пути – с декабря 2017 по июль 2018 года – атомные ледоколы «Атомфлота» обеспечили проводку 253 судов. При этом сейчас произошло смещение в сторону более крупных судов. Вместо небольших грузовых судов ледоколы все чаще обеспечивают проводку танкеров-газовозов вместимостью до 80 тыс. тонн. «Это новый качественный рывок в работе арктического флота», - отмечают в компании.

Летом ледоколы заняты транзитными рейсами. Первый из них осуществил атомоход «Вайгач». 15 июля он взял под проводку танкеры «Андрей Первозванный», «Борис Вилькицкий» и «Владимир Русанов». 17 июля в Хатангском заливе «Борис Вилькицкий» и «Владимир Русанов» отделились от каравана и продолжили путь самостоятельно.

В воскресенье, 22 июля, «Вайгач» завершил проводку «Андрея Первозванного» в Певек. Теперь атомоход ожидает формирования первого каравана с востока. «Вайгач» поведет за собой три судна: танкер Clean Planet, теплоход Hll Richard Bay и разгрузивший в порту газовоз «Андрей Первозванный». Атомный ледокол «Таймыр» ожидает подхода китайского теплохода для формирования транзитного каравана следованием в восточном направлении.
Минприроды предлагает проверить деятельность россиян в Антарктике
Минприроды предлагает проверить деятельность россиян в Антарктике
24 Июля 2018     11:25
Минприроды России предлагает создать национальную инспекцию, которая будет проверять деятельность российских граждан и юридических лиц в Антарктике. Об этом сообщили в пресс-службе Минприроды РФ.

Как пишет «Интерфакс», соответствующий законопроект ведомство внесло в правительство.

«Предлагаемые изменения вводят новую форму государственного регулирования деятельности в Антарктике и создают необходимую правовую основу для проведения национальных инспекций по контролю за соблюдением российскими операторами требований и условий Договора об Антарктике», - сообщили в пресс-службе.

В ведомстве пояснили, что «все страны взяли на себя обязательства принять административные и законодательные меры, чтобы обязать своих операторов защищать и сохранять хрупкую окружающую среду Антарктики».

В Минприроды подчеркнули, что инспекторы будут наделены правом составлять протоколы о наложении административных взысканий с российских граждан и юридических лиц, не соблюдающих требования, предъявляемые к деятельности в Антарктике. При этом порядок осуществления инспекции установит правительство.

Кроме того, правительство определит, будут ли российские инспекторы находиться на территории Антарктики стационарно или приезжать на определенный срок.
АСПОЛ: САФУ и «Атомфлот» подписали соглашение об исследованиях Арктики
АСПОЛ: САФУ и «Атомфлот» подписали соглашение об исследованиях Арктики
24 Июля 2018     11:00
Члены Совета «Ассоциации полярников» ректор Северного (Арктического) федерального университета (САФУ, Архангельск) Елена Кудряшова и гендиректор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша подписали соглашение о сотрудничестве. Об этом сообщает пресс-служба вуза.

«Участники соглашения будут взаимодействовать в реализации совместных образовательных мероприятий, проведении научно-исследовательской и инновационной деятельности, проводить профориентационную работу среди молодежи по популяризации профессий, необходимых развитию Арктического региона», - говорится в сообщении.

Так, САФУ и «Атомфлот» планируют сотрудничать в исследовании гидрометеорологических режимов арктических морей, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами, обеспечении безопасности и эффективности эксплуатации морских объектов на арктическом шельфе и в других областях.

Кроме того, планируется проведение совместных конференций, семинаров, круглых столов, встречи студентов со специалистами «Атомфлота», экскурсии на предприятие и Арктический выставочный центр атомный ледокол "Ленин".
Послы из двадцати стран посетили порт Сабетта
Послы из двадцати стран посетили порт Сабетта
24 Июля 2018     10:00
Послы России в двадцати странах посетили ямальский порт Сабетта и провели рабочую встречу с временно исполняющим обязанности губернатора региона Дмитрием Артюховым. Об этом сообщили в пресс-службе губернатора ЯНАО.

Речь идет о представителях МИДа России в таких странах, как Китайская Народная Республика, Саудовская Аравия, Канада, Исландия, Египет, Корейская Народно-Демократическая Республика, Королевство Нидерландов, Республика Кипр, Замбия, Танзания.

«Арктика – это именно та область, в которой наши страны могут успешно сотрудничать. Прежде всего, это касается обмена знаниями в сфере сохранения территории проживания коренных народов, а также совместной работе в экологических проектах. Я готов оказать инициативам Ямала поддержку на всех уровнях», – отметил чрезвычайный и полномочный посол РФ в Канаде Александр Дарчиев.

В прошлом году были подписаны меморандумы о сотрудничестве между территориями Исландии с Ямальским и Шурышкарским районами ЯНАО.

«Исландские партнеры ищут возможности для сотрудничества. Уже были первые поездки в ваш округ, есть интересы в области культуры, здравоохранения, образования, туризма и транспорта. Одна из крупнейших компаний Исландии сейчас прорабатывает возможность включения в свою сетку грузовых морских сообщений с Россией порта Сабетта», – подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Исландии Антон Васильев.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Саудовской Аравии Сергей Козлов подчеркнул, что интересы восточного государства в отношении газовых проектов Ямала в последние годы только растут. «Только за последние два-три года в российские проекты Саудовская Аравия вложила порядка двух миллиардов долларов, такого ещё никогда не было. Интересуют, в частности, такие объекты, как «Ямал СПГ», которые являются флагманами в данной отрасли», - сказал он.
Эксперты: растущий интерес к освоению Арктики стимулирует развитие портов СМП
Эксперты: растущий интерес к освоению Арктики стимулирует развитие портов СМП
23 Июля 2018     13:00
Инфраструктура портов Северного морского пути находится в неудовлетворительном состоянии, из-за этого, в частности, срываются сроки северного завоза, во время которого в удаленные населенные пункты доставляют необходимые грузы. Мощным стимулом для развития инфраструктуры сейчас становятся освоение ресурсов на арктическом шельфе и усиление присутствия в регионе военных. О состоянии причалов, подъездных путей и другой инфраструктуры портов Северного морского пути, о проблемах и стимулах, которые влияют на ее развитие, ТАСС рассказали эксперты и власти регионов в преддверии Международного дальневосточного морского салона, который впервые пройдет во Владивостоке 26-28 июля.

Развитие Северного морского пути (СМП) и состояние портовой инфраструктуры этого направления будут обсуждаться в рамках салона на сессиях «Точки роста СМП» и «Портовая инфраструктура Северного морского пути: вызовы и решения». Кроме того, вопросы развития Северного морского пути регулярно становятся темой для обсуждения на Восточном экономическом форуме, который ежегодно проходит в сентябре во Владивостоке.

Нужна модернизация

Модернизация сейчас необходима практически всем портам Северного морского пути, за исключением Дудинки Красноярского края, нынешнее их состояние мешает в полной мере осуществлять северный завоз, сообщила ТАСС руководитель магистерской программы «Арктическое регионоведение» Северо-Восточного федерального университета Дарьяна Максимова.

«На сегодняшний день система портов СМП не позволяет использовать инфраструктуру в этих целях, устанавливаемые сроки завоза жизненно необходимых товаров, топлива и продовольствия почти ежегодно срываются. Сейчас все ожидания связаны с развитием пропускной способности СМП и ресурсным потенциалом Арктики, СМП вместе с ОЗР (опорная зона развития) объявлены флагманами социально-экономического развития российской Арктики. Предполагается, что по СМП будут перевозиться природные ресурсы Арктики на рынки Европы и Азии. Но Россия не может единолично развивать Арктику без помощи извне, необходимо привлекать инвестиции, в том числе иностранные», - сообщила собеседница.

Одним из основных портов СМП является Тикси в Якутии, при вводе в эксплуатацию его производственные мощности были рассчитаны на переработку до 600 тыс. тонн народнохозяйственных грузов, рассказали ТАСС в минтрансе Якутии. Однако, объем грузооборота неуклонно снижался, и в последние годы через порт следуют только грузы местных получателей – продовольствие и стройматериалы. «В связи со снижением объемов перевозки грузов (начиная с 2010 года порт перерабатывает до 10-15 тыс. тонн грузов) в настоящее время производственные мощности порта используются менее чем на 3-5%», - сообщили в минтрансе.

Основная проблема порта в том, пояснили ТАСС в министерстве, что причальная стенка и перегрузочные портальные краны сильно изношены. Портальные и гусеничные краны, с помощью которых ведется перегрузка, отработали более 30 лет в условиях разницы дневных и ночных температур и изношены более чем на 90%. «Проведение работ по реконструкции морского порта Тикси обеспечит безопасный заход морских судов с осадкой до 10 метров, позволит довести объем грузопереработки до 300 тыс. тонн в год, и, соответственно, объемы переработки грузов», - добавили в минтрансе региона.

Северный морской путь является продолжением внутренних водных путей Ленского бассейна, по которому осуществляется завоз необходимых грузов для нужд Арктических районов Республики Саха (Якутия) на реки Яна, Индигирка, Колыма. Анабар и Оленек. В арктические районы через Северный морской путь флотом класса «река-море» прибрежного плавания доставляется около 400 тыс. тонн, а из Мурманска и Архангельска ежегодно завозится порядка 100 тыс. тонн грузов, в основном это топливо для местных жителей топливно-энергетические ресурсы для нужд жизнеобеспечения населения.

«В настоящее время правительством Республики Саха (Якутия) морской порт Тикси рассматривается в роли базового пункта управления инфраструктурой в Восточной части Севморпути. В этой связи ставится вопрос перед федеральным центром по модернизации порта в рамках комплексного проекта развития Северного морского пути», - отметили в министерстве.

Реконструкция еще одного дальневосточного порта СМП, Певека, была приостановлена из-за того, что подрядчик не выполнил своих обязательств. Как рассказал ТАСС исполняющий обязанности капитана морского порта Певек Олег Клюйков, работы по реконструкции причалов № 1,2 начались здесь в 2016 году за счет федеральных средств в связи с полным износом причальной стенки. После того, как работы приостановились, здесь работает только один причал из трех, что затрудняет работу порта. В настоящее время ФГУП «Росморпорт» ищет нового подрядчика на продолжение и завершение работ.

Развитие инфраструктуры

Стимулом для развития инфраструктуры СМП являются, в частности, освоение Арктики и ресурсов на ее шельфе, и расширение присутствия военных, рассказал ТАСС руководитель образовательной программы по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Константин Грибов.

«Для того, чтобы его [СМП] осваивать, чтобы там работать, нужна инфраструктура, и для начала нужно реанимировать то, что там было: Певек, Тикси. Сейчас эту работу ведут, в том числе, военные, они очистили от мусора Землю Франца-Иосифа, другие территории, разместили на них контингент. Таким образом, одной из причин необходимости развития инфраструктуры является активное присутствие военных. Им тоже нужны базы, им тоже нужна инфраструктура», - сообщил Грибов.

Развитие инфраструктуры требует вложений, и инвестировать в него могли бы иностранные партнеры, считает Дарьяна Максимова. «Проход иностранных судов по СМП не ограничивается со стороны России. Но, чтобы использовать этот транспортный коридор на регулярной основе, нужна инфраструктура, для восстановления которой нужны средства, в том числе, возможно, иностранные инвестиции. Интерес к СМП проявляют многие, но в первую очередь это... Китай, Южная Корея, Япония», - сказала Максимова.

По мнению члена Делового совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Михаила Григорьева, вопросы развития портовой инфраструктуры зависят и должны быть увязаны с грузопотоком, и определяющее значение здесь имеют проекты освоения минеральных ресурсов. «В акватории СМП определяющее значение имеют проекты освоения минеральных ресурсов - соответственно, основное развитие инфраструктуры будет направлено на обеспечение завоза необходимых материалов и оборудования для строительства производств и обеспечения их деятельности, а также для вывоза продукции. В первую очередь, это терминал Чайка, порт Певек, возможно, Хатанга. При развитии Северо-Якутской опорной зоны может быть востребован порт Тикси», - сказал ТАСС Григорьев.

Продолжение СМП

Вместе с тем, чтобы Северный морской путь работал эффективно, необходимо обеспечить вывод растущего в перспективе объема грузов из этой транспортной артерии на Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали и далее – в другие регионы России и мира. Опорными точками для этого должны стать порты Ванино и Советская Гавань, считает заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края по транспортной инфраструктуре Артем Сердюков.

«Они расположены на материке в центральной части Татарского пролива, куда выходят все морские и сухопутные транспортные пути региона. Порты имеют выход по железной дороге на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, а по автомобильной дороге «Лидога – Ванино» - на единую сеть автомобильных дорог России. Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел имеет обширные территории для дальнейшего развития морских портовых мощностей и припортовой инфраструктуры», - сообщил ТАСС Сердюков.

По его словам, развитие этих портов связано с наращиванием перевалки угля и сжиженных углеводородных газов. Распространение режима Свободного порта Владивосток на эти территории позволило привлечь сюда большое количество резидентов, проекты которых в том числе подразумевают строительство терминалов по перевалке этих и других грузов.

«Географическое положение Хабаровского края уникально. На морской береговой линии протяженностью свыше 2500 км находятся порты Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Охотск, Николаевск-на-Амуре. Роль Хабаровского края возрастает из-за увеличения межрегионального грузооборота и развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона», - отметил собеседник.
Климат Арктики изучат с помощью белых медведей Ямала
Климат Арктики изучат с помощью белых медведей Ямала
23 Июля 2018     11:00
На Ямале группа специалистов Института проблем экологии и эволюции имени Северцева впервые смогла надеть на белых медведиц с островов Шокальского и Вилькицкого спутниковые ошейники. С помощью устройств исследователи отслеживают изменение климата на арктической территории. Об этом сообщает пресс-служба окружного правительства.

По словам Андрея Барышникова, директора Российского центра освоения Арктики, ученые отслеживают передвижения белых медведей в Арктике довольно давно, но ямальских медведиц удалось «снарядить» впервые. Интересно, что именно популяция белых медведей, живущих на побережье Карского моря, сегодня изучена меньше других.

«Основная трудность состоит в том, чтобы обездвижить животных весом в полтонны. Дело в том, что белые медведи, как правило, ходят по кромке воды и мгновенно пускаются вплавь, если только почувствуют угрозу. Но если усыпить животное в воде, оно утонет. Поэтому ученым пришлось довольно долго улучать момент, чтобы обездвижить медведиц на суше и надеть на них ошейники с аппаратурой», - говорится в сообщении.

К слову, в апреле этого года оленеводы в Арктике пометили спутниковыми передатчиками двух диких самок северного оленя. Теперь информация об их передвижениях будет поступать в Российский центр освоения Арктики и распространяться среди оленеводческих хозяйств Ямала. Как отмечают ученые, «отслеживание путей миграции диких стад необходимо для предотвращения увода домашних оленей дикими особями».

А в 2017 году ямальские биологи смогли пометить спутниковым передатчиком песца. Его передвижения занесли на карту: оказалось, он преодолел более тысячи километров от стационара «Еркута» на южном Ямале до города Воркуты и обратно через Ямал до Обской Губы. Результаты исследования были представлены на международной конференции по изучению песца в Канаде.
Члены клуба Юных полярников посетили МАГЭ
Члены клуба Юных полярников посетили МАГЭ
20 Июля 2018     14:00
Члены «Клуба Юных полярников», который работает во Дворце детского творчества «Лапландия», побывали с экскурсией в Морской арктической геологоразведочной экспедиции.

Исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области Андрей Чепой ознакомил детей с музеем ОАО «МАГЭ», рассказал об истории создания экспедиции, и её производственной деятельности. Ребята побывали в вычислительном центре МАГЭ, где ознакомились с обработкой сейсмических данных, и тому, как они в дальнейшем используются для определения нефтегазовых месторождений и их разведке.  
Китай отправит очередную экспедицию в Арктику
Китай отправит очередную экспедицию в Арктику
20 Июля 2018     12:00
Китайские ученые отправятся в девятую экспедицию в Арктику. Работать они будут в Беринговом и Чукотском морях, Северном Ледовитом океане. Об этом сообщает китайское информационное агентство «Синьхуа».

Ученые отправятся в путь на борту исследовательского судна «Сюэлун». Сегодня, 20 июля оно должно выйти из порта Шанхая к Северному полюсу.

Заместитель начальника Канцелярии по делам полярных экспедиций Ся Лиминь рассказал на пресс-конференции Китайского центра полярных исследований, что по плану экспедиции «Сюэлун» за время путешествия преодолеет более 12,3 тысячи морских миль (около 22,8 тысячи километров). В Шанхай судно вернется в третьей декаде сентября.
На приямальский шельф вышли две буровые платформы для геологоразведки
На приямальский шельф вышли две буровые платформы для геологоразведки
20 Июля 2018     11:00
В Карском море на Русановском и Нярмейском лицензионных участках проведут геологоразведочные работы. Для подготовки к ним компания «Газпром геологоразведка» начала процесс мобилизации двух буровых платформ. Об этом сообщает служба по связям с общественностью и средствами массовой информации ООО «Газпром геологоразведка».

«Из порта Мурманск на приямальский шельф 17 июля первой отправили полупогружную плавучую буровую установку Nanhai VIII в составе каравана с использованием транспортно-буксирных и аварийно-спасательных судов. Отправка второй самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая» состоялась 19 июля в составе аналогичного буксирного каравана», - говорится в сообщении.

Буровым платформам предстоит пройти путь из Кольского залива до запланированных точек бурения в Арктике – через Баренцево море они доберутся до архипелага Новая Земля, где к ним присоединятся ледоколы для сопровождения в Карском море. При проведении геологоразведочных работ на Русановском и Нярмейском лицензионных участках специалисты «Газпром геологоразведки» планируют строительство двух скважин для поиска и оценки прогнозных залежей газа и газового конденсата.
Детские экологические пресс-центры откроют в Арктике к 2019 году
Детские экологические пресс-центры откроют в Арктике к 2019 году
20 Июля 2018     10:00
В 2019 году в арктических регионах России появятся детские экологические пресс-центры. Проект реализовывается при поддержке Общественной палаты РФ и «Проектного офиса развития Арктики» (ПОРА). Об рассказал эксперт ПОРА, доцент РАНХиГС Александр Воротников в Туле во время форума «Сообщество», который посвящен проблемам экологии и сохранения здоровья людей.

«Детские экологические пресс-центры к концу 2018 – началу 2019 года откроются в Мурманской, Архангельской областях, республиках Карелия, Коми и Якутия, Красноярском крае, Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах. Дети смогут максимально полно узнать о проблемах окружающей среды, проводить исследования, научатся грамотно излагать это в своих журналистских работах. Все это будет способствовать повышению экологической культуры школьников, поможет выстроить непрерывную систему экологического образования», - цитирует Воротникова ТАСС.

Вопросы экологической безопасности для Арктики, по его словам, особенно актуальны сейчас, когда идет освоение территорий. «Работают предприятия, развивается Северный морской путь, обустраивается береговая линия, и мы считаем важным научить людей тому, как правильно жить и работать в Арктике», - сообщил Воротников.
«Новатэк» впервые поставил СПГ по СМП через Дальний Восток
«Новатэк» впервые поставил СПГ по СМП через Дальний Восток
19 Июля 2018     13:00
17 июля около 10 утра по московскому времени газовоз ледового класса Аrc7 «Владимир Русанов» подошел к китайскому побережью и встал на рейде китайского порта Цзянсу-Жудун, а в ночь на 18 июля к нему должен был присоединиться «Эдуард Толль», свидетельствуют данные системы позиционирования судов marinetraffic.com. Утром 17 июля (последнее обновление данных от ледокола «Эдуард Толль») судно находилось примерно в 20 часах хода от порта Цзянсу-Жудун.
Новости 49 - 60 из 404
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец