Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация
@aspolrf mail@aspolrf.ru
+7 (495) 697-44-45
127025, Москва, Новый Арбат, 19
Новости

Новости

«Норникель» будет выращивать овощи в Заполярье
«Норникель» будет выращивать овощи в Заполярье
11 Апреля 2018     14:11
АО «Норильский комбинат» (входит в ГМК «Норильский никель») в конце марта учредило в Норильске ООО «Заполярный тепличный комплекс» (ЗТК). Таковы данные, размещенные на сайте Федеральной налоговой службы.

Исполнительный директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков отметил «Коммерсанту», что «Норникель» собирался строить тепличный комплекс в Норильске площадью около 10 га. Топ-менеджер крупного производителя овощей считает, что площадь будет меньше. По подсчетам господина Глушкова, на 1 га можно будет производить около 1 тыс. тонн огурцов или 600 тонн томатов в год. Представитель «Норникеля», что у компании есть план по созданию тепличного комбината в Норильске. Он не раскрыл детали, сославшись на то, что проект еще не утвержден. В «Норникеле» при этом отметили, что планируемая площадь комплекса не 10 га, но цифру не назвали.

По подсчетам Глушкова, строительство 1 га тепличного комплекса в Норильске может обойтись примерно в 300 млн руб. Аналогичные предприятия в центре страны можно было построить из расчета 240 млн руб. за 1 га, норильский проект дороже из-за особенностей климата, отмечает он. Проект интересен «Норникелю» из-за возможности обеспечить тепличный комплекс электроснабжением по более низким тарифам, которые могут быть до четырех раз дешевле, чем, к примеру, на юге России (около 6 руб. за 1 кВт•ч), объясняет Михаил Глушков.

Учитывая высокие цены на продукты в Норильске, производство будет рентабельным, говорит он. Так, по данным Росстата, стоимость томатов в феврале 2018 года была на уровне 163 руб. за 1 кг, огурцов — 206,7 руб. за 1 кг. Для сравнения: в среднем по стране томаты и огурцы в этом месяцы стоили 149 руб. и 164,7 руб. за 1 кг соответственно, следует из данных Росстата. «Себестоимость электроэнергии, несомненно, важный фактор, но в нашем случае не определяющий, учитывая, что овощи и фрукты в Норильск сегодня можно доставить всего двумя способами — на самолете или на ледоколе по Северному морскому пути»,— сказал представитель компании.
В Томске создадут платформу с 3D-турами по Арктике
В Томске создадут платформу с 3D-турами по Арктике
11 Апреля 2018     11:27
Томский государственный университет (ТГУ) совместно с учеными из международной сети INERACT создадут виртуальную модель Арктики. Проект, который запустят в 2019 году, будет бесплатным для пользователей всего мира. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.

«Новый англоязычный ресурс с помощью разных способов визуализации – компьютерное анимации, 3D-туров, инфографики и других инструментов будет знакомить посетителей с Арктикой. Пользователи смогут узнать об изменениях климата, которые происходят в северном макрорегионе, о том, как они отражаются на человеке, какие исследования проводят ученые для понимания и прогнозирования этих процессов», - отметили в университете.

Автором идеи и руководителем проекта выступил нобелевский лауреат, профессор ТГУ и Университета Шэффилда, один из самых известных в мире исследователей Арктики Терри Каллаган.

«Новый образовательный ресурс будет полностью открытым и бесплатным. Этот проект рассчитан на очень широкую аудиторию. Его пользователями могут быть школьники, учителя, студенты, лекторы, ученые и люди совершенно далекие от науки, но имеющие интерес к глобальным изменениям, происходящим на нашей планете. Ресурс можно будет использовать как для самообразования и для расширения знаний в рамках разных образовательных программ», - цитируют в пресс-службе слова ученого.

По мнению Калагана, проект ТГУ и INTERACT обещает быть интересным и для научного сообщества, поскольку на этом обновляемом ресурсе будут представлены данные последних арктических исследований, как уже опубликованные в профильных журналах, так и планируемые к печати.

Поскольку ресурс соединит в себе очень большой объем текстовой и графической информации, рассматривается вариант размещения его на базе вычислительного кластера ТГУ СКИФ Cyberia. Разработчики планируют создать две версии – для браузеров и мобильных устройств.
В Брянске создали арктический вездеход для МЧС
В Брянске создали арктический вездеход для МЧС
10 Апреля 2018     17:56
Брянский автомобильный завод, (БАЗ) входящий в Концерн «Алмаз-Антей», выпустил образец шасси модели БАЗ-69092, предназначенный для работы в условиях вечной мерзлоты. В ближайшее время в Якутии начнутся ходовые испытания машины.

«Это первый образец техники, которую наш автозавод изготовил для МЧС. Мы постарались максимально выполнить все пожелания северян в рамках оформленного Генерального соглашения между БАЗом и Торгово-промышленной палатой Республики Саха (Якутия) и уверены, что в ходе предстоящих испытаний техника не подведет», - цитирует генерального директора Брянского автомобильного завода Дмитрия Олейника «Газета.ru».

Тягач высокой проходимости в его арктической версии был разработан на основе шасси БАЗ-69092 (колесная формула 6х6). Как заявляет производитель, у машины есть грузовая платформа для выполнения аварийно-спасательных работ, эвакуационных и гуманитарных операций, а также обеспечения жизнедеятельности в регионах.

При этом арктический образец по конструкции существенно отличается от всех ранее изготовленных шасси на базе семейства «Вощина-1», заявили в БАЗе. Так, для работы в условиях Крайнего Севера и Арктики в машине были доработаны системы жизнеобеспечения, конструкция шасси и каркас.

Брянский автомобильный завод входит в число российских предприятий, производящих специальные колесные шасси и колесные тягачи высокой проходимости грузоподъемностью от 14 до 40 тонн для военной и гражданской техники. Тягачи разработки и производства АО «БАЗ» являются основной платформой для вооружений и военной техники, поставляемых Концерном ВКО «Алмаз – Антей» в рамках государственного оборонного заказа.

АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» – одно из крупнейших интегрированных объединений российского оборонно-промышленного комплекса, на котором трудятся около 130 тысяч человек.
Россия создала глубоководную дивизию в Арктике
Россия создала глубоководную дивизию в Арктике
10 Апреля 2018     17:51
На Северном флоте создана глубоководная дивизия. Об этом сообщили в Главкомате ВМФ. В состав соединения вошли малогабаритные атомные глубоководные станции (АГС), а также субмарины — носители АГС и большое количество роботизированных подводных комплексов.

По информации «Известий», для ее создания в январе 2018 года 29-я отдельная бригада подводных лодок, которая базируется в Гаджиево в Мурманской области, была «переформатирована» в полноценную дивизию.

В настоящее время дивизия имеет в своем составе уникальные АГС проектов «Кашалот», «Палтус» и «Калитка». Также она располагает атомной подводной лодкой (АПЛ) «Подмосковье», переоборудованной в носитель для АГС.

Предполагается, что глубоководная дивизия будет решать не только военные, но и гражданские задачи, в числе которых ведение геологоразведки на арктическом шельфе в интересах нефтяных и газодобывающих компаний.
В России построят самодвижущуюся арктическую платформу
В России построят самодвижущуюся арктическую платформу
10 Апреля 2018     17:44
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление и распоряжение о строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». На создание платформы выделяется 7 млрд рублей с 2018 по 2020 годы. В 2018 году уже выделяется 363 млн рублей.

По сообщению пресс-служба Кабмина, необходимость такой платформы связана с сокращением числа многолетних льдов толщиной 2—3 метра, и как следствие практической невозможностью организовать работу дрейфующих станций «Северный полюс».

Создаваемая платформа призвана решить эту задачу, поскольку является самодвижущейся, ледового класса Arc 8. Она может двигаться без применения ледокола, способна нести запас горючего на 2—3 года автономной работы, иметь разнообразное научное оборудование для работы в высоких широтах, вертолетную площадку, мощные лебедки для зондирований океана, обогреваемое отверстие в днище и другие необходимые опции, предусмотренные проектом.

Проект отдан на реализацию «Адмиралтейским верфям», имеющим большой опыт строительства судов ледового класса. Он заложен в стапельном расписании предприятия на 2018—2020 годы, и под него зарезервированы все необходимые производственные мощности.

Создание самодвижущейся платформы «Северный полюс» придаст дополнительный импульс исследованиям Арктики, позволит России оставаться лидером в этой области. Использование совместно с платформой групп автономных роботизированных дрейфующих измерителей в окрестностях платформы позволит получать комплексную информацию гидрологического и метеорологического характера, а также информацию в интересах отраслей промышленности, связанных с работой в Арктике.
В Северном флоте появилось новое многофункциональное судно
В Северном флоте появилось новое многофункциональное судно
9 Апреля 2018     15:17
Многофункциональное судно обеспечения «Эльбрус» вошло в состав Северного флота. Об этом сообщили в пресс-службе флота.

«Сегодня в главной базе Северного флота состоялась торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ на головном многофункциональном судне тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120. Судно зачислено в состав отряда судов обеспечения службы вспомогательного флота объединенного стратегического командования Северного флота», - говорится в сообщении пресс-службы.

«Эльбрус» – это первый многофункциональный транспорт ледового класса, способный действовать в Арктике. Судно с начала сентября 2017 года проходило серию заводских ходовых испытаний в Баренцевом море. В полигонах боевой подготовки флота были выполнены проверки энергетической установки корабля, его вспомогательных систем и механизмов при различных режимах эксплуатации.

Судно сочетает характеристики спасательного буксира и транспорта, оно может перевозить грузы при толщине льда свыше полуметра.

«Эльбрус» оснащен барокамерой для проведения декомпрессии водолазов, радиолокационным и гидроакустическим оборудованием для поиска затонувших объектов и картографирования рельефа дна.
В Карелии продемонстрировали уникальный летательный аппарат для Арктики
В Карелии продемонстрировали уникальный летательный аппарат для Арктики
9 Апреля 2018     12:31
В Карелии в ходе рабочей поездки губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина в Петрозаводск презентовали уникальный летательный аппарат – экраноплан. Машина произведена и проходит испытания в столице Карелии.

Сейчас экраплан находится на льду Онежского озера. Его создатели считают, что такой вид транспорта может серьезно упростить перевозки в Арктике.

«Только прошли испытания, где мы проводили хождение по торосам, по тяжелому льду, где битый лед, с выходом с воды на лед и обратно, полеты. Эта машина идет на экране до 4-5 метров, что позволяет преодолевать на льду торосы и разные ухабы», - отметил генеральный директор экранопланостроительного объединения Олег Волик.
Эксперт: арктические регионы остро нуждаются в медицинских и технических кадрах
Эксперт: арктические регионы остро нуждаются в медицинских и технических кадрах
9 Апреля 2018     12:12
Арктические регионы остро нуждаются в специалистах по медицине, изменению климата и квалифицированных технических специалистах. Такое мнение высказал председатель правления консорциума арктических и северных вузов «Университет Арктики» Брайан Роджерс.

«Сегодня северным регионам во всех восьми арктических странах остро не хватает специалистов в области медицины, изменения климата, инженеров, способных организовать производство в суровых условиях. Для решения проблемы мы развиваем академическую мобильность между вузами северных стран. Наша задача – чтобы выпускники северных вузов и колледжей не уезжали в южные регионы, а оставались работать на Севере и работали на его развитие», - цитирует Роджерса ТАСС.

«Университет Арктики» подписал соглашение с правительством Якутии, которое направлено на совместную подготовку кадров и академическую мобильность студентов и экспертов по оленеводству, рыболовству, переработке сельхозпродукции и другим отраслям.

Напомним, «Университет Арктики» - это сеть вузов, колледжей и НИИ, занимающихся развитием образования и науки о Севере и на Севере. «Университет Арктики» является децентрализованной организацией, ее офисы размещаются на базе организаций-членов. На территории России действуют два административных офиса – исследовательский офис в Архангельске на базе САФУ и русскоязычный центр информационной поддержки в Якутске на базе СВФУ.
В Амурской области организуют лингвистический лагерь по изучению эвенкийского языка
В Амурской области организуют лингвистический лагерь по изучению эвенкийского языка
6 Апреля 2018     14:36
В Амурской области в июле впервые откроют лингвистический лагерь для малочисленных коренных народов Севера – эвенков. Подучить национальный язык смогут подростки села Ивановское. Об этом рассказала заведующая кафедрой иностранных языков Амурского Государственного университета (АмГУ) Ольга Морозова.

«Языковой лагерь пройдет на базе села Ивановоское Селемджинского района с 16 по 21 июля. В нем примут участие школьники 12-14 лет, возможно, приедут ребята из других эвенкийских сел области. На протяжении смены ребята будут жить на природе в палатках, примерно в 20 километрах от села», - рассказала о проекте Ольга Морозова в комментарии ТАСС.

Основным преподавателем национального языка будет заместитель директора экспериментальной школы «Арктика», заслуженный учитель России Клавдия Макарова из Якутии. Во время обучения ребята будут пользоваться разговорником базового уровня, который разработали специалисты кафедры иностранных языков АмГУ.

«Разговорник состоит из простейших грамматических структур, которые должны знать изучающие эвенкийский язык. Полностью готов он будет к лету. Во время смены ребята, которые на сегодня обладают разным уровнем родного языка, смогут углубить их и закрепить базовые структуры, чтобы в дальнейшем использовать их в речи», - добавила Морозова.

В селе Ивановское находится единственный в регионе детский сад, в котором дети занимаются по специально разработанной программе с уклоном на национальные традиции и изучение эвенкийского языка. «Программа разработана мною в 2008 году и включает несколько разделов, включающих изучение окружающего мира на родном эвенкийском языке, декоративно-прикладное творчество, физическое и музыкальное воспитание. Программа рекомендована министерством образования Амурской области и специалистами в области педагогики и лингвистики для внедрения в другие детские сады, в которые ходят эвенкийские дети», - сказала ТАСС заведующая детским садом «Звездочка» в селе Ивановское Елена Тимофеева.

Что касается школы, то эвенкийский язык у учащихся с 1 по 9 классы стоит в расписании один час в неделю.
Право деятельности на шельфовых участках Арктики будет даваться на аукционах
Право деятельности на шельфовых участках Арктики будет даваться на аукционах
6 Апреля 2018     10:51
Правительство одобрило изменения законодательства, которые позволят решать споры по деятельности на участках арктического шельфа через проведение аукциона. Такое решение Кабмин принял во время заседания по вопросам внесения поправок к закону «О континентальном шельфе». Теперь в случае, если на участок претендует более одной компании, он будет разыгран на аукционе. В ближайшее время документ будет внесен в Госдуму для рассмотрения в первом чтении.

Напомним, необходимость внести поправки к закону возникла после того, как компании «Газпром» и «Роснефть» в 2013 году одновременно претендовали на Северо-Врангелевский участок на шельфе Восточно-Сибирского и Чукотского морей.

Сейчас право на получение участков на арктическом шельфе есть только у «Газпрома» и «Роснефти». В результате этого, а также того факта, что все шельфовые участки считаются стратегическими, их распределение происходит по решению правительства. Но обе госкомпании, получив за последние годы несколько десятков лицензий, не спешат их разрабатывать. В итоге в 2016 году Минприроды объявило мораторий на выдачу лицензий на разработку новых участков на шельфе Арктики.

«Свободных участков на суше осталось не так много, крупных почти нет, поэтому компании не готовы просто так отдавать свои лицензии»,— комментирует ситуацию «Коммерсанту» Андрей Полищук, эксперт Райффайзенбанка. Крупные компании приобретают лицензии и разрабатывают месторождения не сразу: «Когда выгодные в разработке участки находятся на стадии снижения добычи, компании принимаются за более капиталоемкие: из Западной Сибири переходят в Восточную Сибирь, оттуда на Север. Когда встанет вопрос о разработке Арктики новыми методами, в зависимости от того, какие это будут проекты, компании будут вести их самостоятельно или вместе с иностранными партнерами», - резюмирует он.
Исследователи Ямала изучат состояние природных сред Арктики
Исследователи Ямала изучат состояние природных сред Арктики
6 Апреля 2018     10:47
Сотрудники сектора эколого-биологических исследований Научного центра изучения Арктики отбирают пробы снега, чтобы установить количественные и качественные характеристики миграции химических элементов из атмосферы в снег и далее в почву и воду. На основе полученных данных ученые проанализируют состояние наземных и водных систем Ямала.

Как сообщает ИА «СеверПресс» со ссылкой на научного сотрудника сектора эколого-биологических исследований Василия Кобелева, исследования проводятся на 12 экологических полигонах, расположенных от самых южных границ округа до острова Белого.

«Пробы обираются шурфом на всю мощность покрова. Затем в лабораторных условиях снег растапливается при комнатной температуре и пропускается через фильтрационную установку с использованием двух типов фильтров – ядерных и кварцевых. Далее с помощью сканирующего электронного микроскопа определяется состав частиц, содержание черного углерода (сажи). Методами атомно-абсорбционной спектроскопии выявляется содержание тяжелых металлов», - цитирует агентство Василия Кобелева.

Способность снежного покрова накапливать поступающие из атмосферы элементы и вещества делает его удобным индикатором экологического состояния природных сред. С помощью исследований ученые смогут установить содержание таких загрязнителей как ртуть, цинк, сурьма, селен, свинец и другие, попадающими в Арктику трансграничными переносами из промышленных районов Северной Европы, Урала и Сибири.
В Арктику налегке: Росатом создает безэкипажное судно
В Арктику налегке: Росатом создает безэкипажное судно
6 Апреля 2018     10:21
Арктика — пожалуй, одна из самых загадочных частей мира. Человечество исследует эти северные земли начиная с XI века, когда русские мореплаватели первыми вышли в моря Северного Ледовитого океана. С тех пор технологии по их освоению далеко ушли вперед. Причем теперь для этого даже нет необходимости в присутствии человека. Такая возможность может появиться благодаря разработке Росатома. Специалисты госкорпорации создают цифровую модель безэкипажного судна, которое поможет повысить эффективность морских перевозок в Арктике.

Арктика отличается своими суровыми климатическими условиями. Поэтому львиная доля затрат в судовождении — это создание инфраструктуры для жизнеобеспечения экипажа. Кроме этого, как показывает статистика, 60-80 % ошибок допускает именно персонал, ущерб от которых оценивается судовладельцами в $1,5 млн в день.

Впрочем, в Росатоме нашли способ решить эту проблему. Специалисты предприятия госкорпорации Российского федерального ядерного центра-Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) разрабатывают цифровую модель безэкипажного судна (БЭС) совместно с ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и Институтом океанологии имени Ширшова Российской академии наук.

«РФЯЦ-ВНИИЭФ в рамках данного проекта выполняет работы по созданию цифровой модели безэкипажного судна, проводит моделирование с учетом влияния гидрометеорологических условий и географических особенностей на объекты и процессы моделирования», — поясняет представитель ядерного центра.

Благодаря совместному проекту предприятий теперь людей на корабле заменят приборы. Именно новейшее оборудование будет обеспечивать передачу, получение сигнала, диагностику, мониторинг систем судна и так далее. Таким образом, удастся получить должный экономический эффект.

Кроме того, процесс создания БЭС позволит усовершенствовать и другие, традиционные суда. В частности, существенно улучшить конструкцию корпуса, отказаться от надстройки, разместить в носовой части грузовой трюм, оптимизировать соотношения размерений корабля. А это в свою очередь благоприятно скажется на экипаже, поскольку нивелируется отрицательное влияние резкой качки на обитаемость персонала. Создание цифровой модели БЭС также позволит увеличить площади грузовых отсеков и пролонгировать сроки плавания судна.

Необходимо отметить, что в России разработка технологий безэкипажного судовождения ведется в отношении различного рода судов - например, научно-исследовательских, спасательных, транспортных. Отдельное внимание уделяется безэкипажному судовождению гражданского назначения. Его создание и применение — одна из главных целей Национальной технологической инициативы «Маринет».

Как отмечают в Росатоме, безэкипажное судовождение – это наиболее перспективное направление применения информационных технологий в области морского и речного транспорта.

Действительно, если посмотреть на мировые тенденции, то, с одной стороны, налицо увеличение речных и морских перевозок. С другой — наблюдается снижение числа квалифицированного персонала. Неудивительно, что на этом фоне появилось инновационное направление по созданию безэкипажных судов. Причем в этом вопросе помимо России активно ведут разработки и другие страны. В частности, Великобритания планирует реализовать свой проект в 2019 году. Не отстает и Норвегия, рассчитывающая к концу 2018 года запустить электрическое автономное БЭС. Правда, пока лишь на небольшие расстояния для речных перевозок. В том же направлении работают Нидерланды, Франция, группа компаний в Евросоюзе. Равнодушными к БЭС не остались также китайцы. В Поднебесной сейчас ведут соответствующие наработки в данной области.
Новости 673 - 684 из 788
Начало | Пред. | 55 56 57 58 59 | След. | Конец