Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация

127025, Москва, Новый Арбат, 19

+7 (495) 697-44-45
mail@aspolrf.ru      @aspolrf
Новости

Новости

На Ямале возобновляют наблюдение за вечной мерзлотой
На Ямале возобновляют наблюдение за вечной мерзлотой
11 Июля 2018     12:00
Ученые Ямала восстанавливают на стационаре Парисенто геокриологическую наблюдательную сеть для изучения температуры мерзлотных структур. Об этом сообщили в окружном правительстве.

Научный центр изучения Арктики ранее начал здесь комплексные геокриологические изыскания. Теперь они будут продолжены. В 2018 году предстоит пробурить от шести до восьми мерзлотно-параметрических скважин. Бур зайдет на глубину 12 метров. Затем из скважин отберут керн, изучение которого позволит понять уровень влажности, гранулометрический состав и выяснить термометрические косы. Специальные датчики один раз в сутки будут отмечать на разной глубине температуру и затем передавать ее на специальные логгеры, которые находятся в устье скважин.

В итоге ученые узнают, каким образом в многолетнемерзлых грунтах колеблется температура. Также они сравнят показатели с теми, что были получены в 1980—1990-х годах.

Директор Научного центра изучения Арктики Антон Синицкий отмечает, что еще 30 лет назад на Парисенто имелось множество профилей наблюдательных термометрических скважин, целая сеть. Но скважины с течением времени пришли в негодность.
Япония прибыла в Санкт-Петербург изучать опыт освоения Арктики
Япония прибыла в Санкт-Петербург изучать опыт освоения Арктики
11 Июля 2018     11:00
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко встретился в Смольном с президентом Фонда мира Сасакавы Нобуо Танакой. Японская делегация приехала в Санкт-Петербург изучать местный опыт по освоению Арктики.

Делегация встретилась с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также посетила ведущие научно-исследовательские учреждения и организации. Также стороны обсудили возможное сотрудничество между городом и японскими партнерами в области освоения Арктики.

Георгий Полтавченко отметил, что Санкт-Петербург – это центр изучения Арктики и Антарктики в России. Тут есть профильные научные организации, есть существенный промышленный потенциал, работает арктическое судостроение, а также развивается кластер по разработке и производству оборудования для добычи полезных ископаемых на арктическом шельфе.

Напомним, сегодня  японцы уже инвестировали в полусотни компаний Санкт-Петербурга, среди которых – автомобильные заводы Toyota и Nissan.

Нобуо Танака отметил, что город может рассчитывать и на большее количество инвесторов.

Напомним также, Фонд мира Сасакавы, основанный 1 сентября 1986 года, является ведущим научно-исследовательским центром Японии.
На Ямале несанкционированные свалки будут искать с помощью спутника
На Ямале несанкционированные свалки будут искать с помощью спутника
10 Июля 2018     12:00
Устранять многочисленные и незаконные свалки мусора волонтерам будут помогать ГЛОНАСС-трекеры – специальные отслеживающие устройства. Первый маячок был «торжественно» опущен в яркую канистру и помещен в бак в одном из дворов на улице Губкина. Об этом заявил депутат Госдумы России и лидер Движения «Будущее Арктики» Владимир Пушкарев.

32 датчика, которые между собой экодружинники называют «жучками», будут распространены по всему Ямалу. Теперь жители округа будут знать, куда увозит мусор управляющая компания и как возникают несанкционированные свалки. За мусоровозами будут следить через специальные приложения.

«У нас будут работать общественные экологические дружины. Они будут готовить материалы с тем, чтобы мы могли передать их в прокуратуру, с тем, чтобы они провели расследование, и виновные были найдены и наказаны», - сказал Владимир Пушкарев ГТРК «Ямал».

В свою очередь руководитель волонтерского экологического проекта «Будущее Арктики» по Салехарду Мария Федорова отметила: «Маячок мы запустили в мусорный контейнер и по такому приложению можно отследить любое его движение, сейчас уже видно, что мы отошли чуть-чуть от контейнера. Любое перемещение мы будем видеть по приходящим уведомлениям».
Роснефть разработала для Арктики уникальные моторные масла
Роснефть разработала для Арктики уникальные моторные масла
10 Июля 2018     11:30
Специалисты ООО «РН-ЦИР» и ООО «РН-Смазочные материалы» Роснефти разработали моторные масла для Арктики и Крайнего Севера. Они обеспечивают надежную работу машин и механизмов при температуре окружающей среды до минус 60 градусов. ОБ этом говорится в сообщении пресс-службы Роснефти.

Новые масла приготовлены на базе низкозастывающей основы, которая получена по собственной запатентованной технологии Роснефти, а также специальных компонентов, разработанных в «РН-ЦИР». На сегодняшний день они являются уникальными и не имеют аналогов в России.

Производство современных арктических масел планируют организовать в 2019 - 2020 годах на мощностях АО «Ангарская Нефтехимическая Компания». Это позволит выпускать около 10 тыс. тонн моторных масел в год и обеспечить внутренний рынок качественными смазочными материалами российского производства, - сообщает управление информационной политики ПАО «НК «Роснефть».

Разработанные специалистами компании новые моторные масла практически в два раза дешевле синтетических базовых масел зарубежного производства, которые используют сейчас в России. Ожидается, что активное освоение регионов Арктики и Крайнего Севера к 2020 году увеличит спрос на арктические смазочные материалы до 40 тыс. тонн в год.
В Высшей школе экономики появится институт экологии
В Высшей школе экономики появится институт экологии
10 Июля 2018     10:00
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) создается Институт экологии. Об этом сообщила пресс-служба вуза.

«Институт экологии НИУ ВШЭ займется исследовательской и образовательной деятельностью, а также экспертно-аналитической поддержкой государственных проектов в сфере экологической безопасности и проектов, предусмотренных госполитикой России в Арктике», — говорится в сообщении.

Официальное открытие Института экологии НИУ ВШЭ запланировано на 1 августа 2018 года.

Как сообщается, главой Института экологии станет Борис Моргунов, который занимался вопросами экономики природопользования и развития северных территорий в Минэкономразвития и Госкомсевере РФ. Кроме того, в Институте будут работать «эксперты в области экономики, географии, биологии, медицины, имеющие большой опыт в подготовке и реализации крупных международных экологических проектов».

По словам проректора ВШЭ Андрея Жулина, Институт экологии будет оказывать содействие органам власти, научным центрам и другим подразделениям школы в достижении экологической безопасности. Помимо этого, институт будет заниматься образовательными проектами.

«Мы намерены привлекать к научно-исследовательской работе студентов и аспирантов, а также использовать результаты исследований и разработок института в образовательных программах аспирантуры, магистратуры и бакалавриата и всячески содействовать их практическому применению», — приводит пресс-служба слова Моргунова.
Плавучий университет оценит в Арктике экологический ущерб
Плавучий университет оценит в Арктике экологический ущерб
9 Июля 2018     11:30
Малоизученный район Новой Земли станет местом работы исследователей Арктического плавучего университета. Экспедиция отправится на архипелаг завтра, 10 июля. Об этом на пресс-конференции сообщил проректор Северного Арктического федерального университета (САФУ) Константин Зайков.

Исследовательское судно «Профессор Молчанов» доставит на северо-восток архипелага 58 членов экспедиции, среди которых 22 представителя других государств. Международное представительство очень широкое: в экспедиции примут участие исследователи Канады, Франции, Германии, Италии, Китая, Нигерии и других стран. Примечательно, что скандинавских партнеров, имеющих опасения за экологическое состояние российской Арктики, в списке членов экспедиции не оказалось.

Ученым предстоит работа по восьми научным направлениям. Традиционными из них станут изучение гидрологических режимов Белого, Баренцева и Карского морей, метеорологические наблюдения, изучение биоразнообразия архипелага.

«Будут проведены серьезные исследования по изучению районов миграции отдельных видов птиц и млекопитающих в районе Новой Земли. Кроме того, будет проведен большой новый интересный комплекс исследований по мониторингу переноса загрязняющих веществ по живой цепи — будут отобраны пробы рыб, птиц, крови людей, проживающих в высокоширотной Арктике для того, чтобы определить, какие загрязняющие вещества есть в организме людей и, самое главное, как они туда попадают», — цитирует Зайков ИА REGNUM.

Кроме того, будет проведено исследование на наличие в Арктике высоколетучих загрязняющих веществ и оценена степень загрязнения территории проходимыми в высоких широтах судами.

«Будет изучена не только текущая ситуация, но и методы минимизации загрязнения. Это очень важное направление, потому что загрязнение атмосферы — это один из рисков растущего грузопотока на Севморпути. Сажистое загрязнение — одна из ключевых проблем. Большое количество ученых считают, что сажа садится на лед и усиливает процесс их таяния», — отметил Константин Зайков.

Напомним, совместный проект Северного Арктического федерального университета и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Арктический плавучий университет был создан 10 лет назад. За это время в его экспедициях приняли участие более 500 исследователей.
В России может появиться флот газовых ледоколов
В России может появиться флот газовых ледоколов
9 Июля 2018     10:30
Газовые ледоколы скоро могут появиться в Арктической зоне. Необходимость строительства судов на экологически чистом виде топлива обсуждалась в Санкт-Петербурге в штаб-квартире ПАО «Совкомфлот». Министр природных ресурсов России Дмитрий Кобылкин в ходе визита провел рабочую встречу с первым заместителем генерального директора ПАО «Совкомфлот», главным инженером компании Игорем Тонковидовым.

Особое внимание стороны уделили вопросам использования современных технологий для повышения экологической безопасности судоходства, а также развитию взаимодействия министерства с предприятиями морского транспорта в области обеспечения судов актуальными гидрометеорологическими данными.

Особый интерес Дмитрия Кобылкина вызвала инициатива «Совкомфлота» по внедрению сжиженного природного газа (СПГ) в качестве основного топлива для крупнотоннажных танкеров типоразмера «Афрамакс». Этот типоразмер наиболее востребован для обеспечения экспортных перевозок российской нефти.

Ведомству предложили мотивировать судовладельцев переходить на более чистое топливо – сжиженный природный газ, как это происходит в балтийских и североморских портах Европы. Тем более, что такие суда уже проектируют. Например, здесь работают над проектом ледокола на СПГ. Автономность судна около 30 суток – то есть выгодно его будет использовать в регионе, где есть такое топливо, а именно в Карском море и Обской губе.

По прочим своим характеристикам судно будет способно заменить атомные ледоколы, такие как «Вайгач». «Это в три раза дешевле в стоимости сравнимого по мощности ледокола. Из плюсов то, что срок строительства его тоже в 2,5 раза короче. И его, наверное, можно исполнить не только на Балтийском заводе», - отметил Юрий Малышев, генеральный директор ООО «СКФ Арктика», которого цитирует ТК «Ямал-Регион».

Концепцию газового ледокола подготовят к осени. Пока же подробности не раскрывают.
СМИ: «Атомфлот» может забрать ледоколы у «Росморпорта»
СМИ: «Атомфлот» может забрать ледоколы у «Росморпорта»
9 Июля 2018     10:00
Входящее в Росатом ФГУП «Атомфлот» рассматривает возможность в рамках получения функций оператора Северного морского пути (СМП) забрать два дизельных ледокола у ФГУП «Росморпорт» Росморречфлота – «Адмирал Макаров» и «Красин». Об этом пишет газета «Коммерсантъ».

Как пояснил «Ъ» глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша, «Адмирал Макаров» и «Красин» должны быть переданы на баланс «Атомфлота» как элемент портовой инфраструктуры для обеспечения активности в Чаун-Билибинском регионе (Чукотка) судоходства до Певека.

По словам Рукши, это позволит отвечать за восточный сектор Арктики. Через 5-7 лет эти ледоколы будут списаны, но 3-5 лет они могут выполнять вспомогательные функции в летне-осеннюю навигацию.

Как мы писали ранее, законопроект о полномочиях госкорпорации «Росатом» в сфере развития и функционирования СМП и прилегающих территорий был одобрен на прошлой неделе. В частности, документом предусматривается наделение «Росатома» полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственных программ в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП.
Права «Росатома» на СМП одобрены законопроектной комиссией
Права «Росатома» на СМП одобрены законопроектной комиссией
6 Июля 2018     14:00
Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект закона о наделении госкорпорации «Росатом» функциями управления на Северном морском пути (СМП) и прилегающих к нему территориях. В скором времени документ будет рассмотрен на заседании правительства.

Проект закона предлагает передать госкорпорации ряд компетенций, в том числе в сфере судоходства, развития инфраструктуры (портовой и энергетической), безопасности мореплавания в рамках Северного морского пути и прилегающих территорий.

Госкорпорация «Росатом» станет единым инфраструктурным оператором главной арктической водной артерии. Ведомству будут переданы функции по оказанию государственных услуг в области морской деятельности и по управлению государственным имуществом в районе Северного морского пути и прилегающих территорий.

Авторы законопроекта считают, что принятие документа позволит активизировать развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали в Арктике и развитие инфраструктуры его морских портов, а также увеличить грузопоток по Северному морскому пути.

Напомним, увеличение объемов грузоперевозок в северных водах с 8 до 80 млн тонн к 2025 году президент России Владимир Путин назвал одной из государственных целей.

В случае принятия закона госкорпорация станет главным распорядителем и получателем бюджетных средств и будет выступать государственным заказчиком проектов для устойчивого функционирования СМП и улучшения инфраструктуры арктических морских портов России.

Министерство транспорта России — главный конкурент атомной корпорации за право стать центром управления Арктикой — принимает на себя функции по согласованию и утверждению отдельных актов. Так называемый «принцип двух ключей» относится к обязательным постановлениям в морских портах, правилам ледокольной проводки судов, положению о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов. Минтранс оставит за собой утверждение перечня портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту СМП, а также решение об открытии новых портов.
На Ямале в Обь выпустили два миллиона мальков муксуна
На Ямале в Обь выпустили два миллиона мальков муксуна
6 Июля 2018     12:00
Собский рыбоводный завод выпустил в Обь два миллиона подрощенной молоди муксуна. В этом сезоне это уже третья подобная акция. Всего летом 2018 года завод планирует выпустить в естественную среду 9 миллионов штук чира, до 5 миллионов штук муксуна и 18 миллионов штук пеляди. ОБ этом сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО.

Выпуск осуществлен в рамках компенсационных мероприятий ООО «Газпромнефть-Ямал» и ООО «Новатэк-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ».

По словам руководителя завода, это единственное предприятие индустриального типа, расположенное ближе всего к месту нагула сиговых, что влияет на выживаемость молоди при миграции.

«Необходимо восстанавливать биоресурсы Ямала. Зарыбление водоемов молодью сиговых является важной частью компенсационных мероприятий предприятий ТЭКа, осуществляющих деятельность на территории региона. Мы рады, что компании понимают важность восполнения водно-биологических ресурсов именно муксуном, с целью улучшения его популяции, а не другими видами рыб», – отмечает директор предприятия Данил Эльтеков.
Начался прием заявок на Международный кинофестиваль стран Арктики Arctic open
Начался прием заявок на Международный кинофестиваль стран Арктики Arctic open
6 Июля 2018     11:00
Открылся прием заявок на II Международный кинофестиваль стран Арктики Arctic open, который пройдет в Архангельске с 6 по 9 декабря. Об этом сообщила директор фестиваля Тамара Статикова.

«Мы начали прием заявок на II кинофестиваль Арктики Arctic open в трех номинациях: полнометражное игровое, документальное и короткометражное кино. Прием заявок продлится до 10 октября, затем отборочная комиссия будет формировать шорт-лист. Это, конечно, профессиональный конкурс, но мы можем рассмотреть и талантливые любительские работы. Прежде всего мы будем рассматривать заявки из стран Арктического региона», - сказала Статикова.

Она пояснила, что принять участие в фестивале могут как продюсерские компании, так и независимые кинематографисты. На конкурс ждут работы из России, Канады, США, Дании, Исландии, Финляндии, Швеции, Норвегии. «Впрочем, мы готовы рассмотреть заявки и из других стран», - уточнила директор фестиваля.

Проект кинофестиваля стал одним из победителей конкурса президентских грантов на развитие гражданского общества.

Первый фестиваль Arctic open прошел с 7 по 9 декабря 2017 года. На 14 киноплощадках Архангельска, Северодвинска и Новодвинска 60 конкурсных и внеконкурсных фильмов посмотрело более 3 тысяч зрителей. Фестиваль продолжился киномарафоном, в ходе которого фильмы фестиваля посмотрели жители десяти районов области.
«Росатомфлот» отказался от создания расширенной версии ледокола 22220
«Росатомфлот» отказался от создания расширенной версии ледокола 22220
5 Июля 2018     13:00
Росатомфлот и ЦКБ «Айсберг» приняли решение о нецелесообразности создания расширенной версии универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Об этом рассказал Александр Рыжков – гендиректор разработчика ледоколов ЦКБ «Айсберг».

Ранее сообщалось, что четвертый и пятый ледоколы проекта 22220, которые будут заказаны в дополнение к трем уже строящимся на Балтийском заводе судам «Арктика», «Сибирь» и «Урал», могут иметь увеличенный корпус для проводки судов большего размера. ЦКБ «Айсберг» и Крыловский государственный научный центр проводили испытания модели с увеличенной шириной корпуса – с 33 до 38 метров.

«Мы прорабатывали вариант увеличения ширины корпуса до 38 метров, проводили испытания в ледовом бассейне модели более широкого корпуса. Но основная задача – не просто сделать ледокол шире, а чтобы транспортное судно, которое будет двигаться за этим ледоколом, могло двигаться быстрее. В Арктике работают крупнотоннажные газовозы шириной более 50 метров, и испытания показали, что, если ледокол имеет ширину 33 метра или 38 метров – скорость движения крупнотоннажного транспортного судна за ним не сильно меняется. Исходя из этого, было принято решение, что строить должны именно те же ледоколы проекта 22220 шириной 33 метра», - рассказал ТАСС Рыжков.

При этом он отметил, что при отсутствии принципиальных изменений в конструкции судна четвертый и пятый ледокол, скорее всего, будут отличаться от других ледоколов проекта 22220. «Принципиальных изменений не будет, но электроника каждые три года меняется, поэтому можно точно прогнозировать, что в вопросах радиоэлектроники будут изменения», - отметил Рыжков. Ранее глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал, что руководство ОСК надеется на заключение контракта о строительстве двух дополнительных ледоколов проекта 22220 до конца текущего года. Также сообщалось, что по планам четвертый и пятый ледоколы проекта должны быть введены в строй в 2025 и 2026 годах соответственно.

Напомним, суда проекта 22220 являются ледоколами нового поколения, после завершения строительства они станут самыми мощными атомными ледоколами в мире. За счет особой конструкции корпуса они, несмотря на огромное водоизмещение в 33,5 тыс. тонн, смогут работать как в открытом море, так и в руслах крупных рек. Строительство ледоколов является частью программы увеличения грузопотока по Северному морскому пути в ближайшие десятилетия. Их ввод в эксплуатацию решит вопрос бесперебойного круглогодичного судоходства в Западной Арктике.

Центральное конструкторское бюро «Айсберг» было основано в 1947 году. За 70-летнюю историю ЦКБ его сотрудники разработали проекты первого атомного ледокола «Ленин», ледоколов «Ямал», «50 лет Победы», плавучего атомного энергоблока «Академик Ломоносов» и других судов гражданского и военного назначения.
Новости 577 - 588 из 902
Начало | Пред. | 47 48 49 50 51 | След. | Конец