Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация
@aspolrf mail@aspolrf.ru
+7 (495) 697-44-45
127025, Москва, Новый Арбат, 19
Новости

Новости

Правительство утвердило «дорожную карту» развития портов Арктики
Правительство утвердило «дорожную карту» развития портов Арктики
28 Марта 2018     16:34
Согласно разработанным ФГУП «Росморпорт» и принятым правительством «дорожным картам», в Восточной Арктике портовые мощности к 2020 году вырастут на 22% — до 251,3 млн тонн, в Западной Арктике — на 6,5%, до 149,4 млн тонн. Такой план развития арктических портов был принят 22 марта.

По оценке авторов «дорожных карт», потребность в портовых мощностях в Западной Арктике через два года по базовому сценарию составит 25,8 млн тонн, что соответствует текущим планам, а в Восточной Арктике запланированных инвестпроектов хватит лишь в том случае, если ограничения железнодорожной инфраструктуры продолжат сдерживать рост спроса на портовые мощности, иначе возможен дефицит.

Как отмечается в «дорожной карте», грузооборот морских портов Восточной Арктики (Провидения, Эгвекинот, Анадырь, Беринговский, Тикси, Певек) по итогам 2016 года обеспечил 25,8% общего грузооборота портов РФ, достигшего 722 млн тонн. Сейчас основную номенклатуру обеспечивают навалочные (45,1%) и наливные (40%) грузы, а также контейнерные и генеральные грузы (6,1% и 5,7% соответственно). Авторы программы ожидают роста объемов перевалки навалочных и зерновых грузов при условии сохранения конкурентоспособности российских экспортеров и освоения минерально-сырьевой базы региона.

Порты Западной Арктики (Мурманск, Кандалакша, Мезень, Нарьян-Мар, Архангельск, Варандей, Онега) обеспечили в 2016 году 39% общего грузооборота — 282 млн тонн. В основной номенклатуре большую часть занимают нефть и нефтепродукты (58,3%), а также уголь (15,8%), контейнеры (8,3%), генгрузы (5,6%) и минеральные удобрения (4,7%).
Россия увеличит число круглогодичных станций в Антарктике
Россия увеличит число круглогодичных станций в Антарктике
28 Марта 2018     12:01
Российская Федерация намерена увеличить число круглогодичных станций в Антарктиде до семи станций. Зимовать теперь будут и на станции Русская в тихоокеанской части континента. Об этом сообщает пресс-служба Минприроды России.

«Проектом распоряжения предусматривается поэтапный перевод базы Русская в состав зимовочных станций. Это обусловлено необходимостью организации постоянных наблюдений в тихоокеанском секторе Антарктики. С учетом этого планируется увеличить численность зимовочного состава Российской антарктической экспедиции на 15 человек, начиная с 2021 года», – говорится в сообщении.

До 2020 года количество антарктических станций менять не планируют.

«Одновременно после 2020 года станцию Русская планируется исключить из числа сезонных полевых баз. Таким образом, в параметрах деятельности Российской антарктической экспедиции предусмотрено функционирование до 2020 года пяти сезонных полевых баз, после 2020 года – после перевода базы Русская в число зимовочных станций – четыре», – сказали в Минприроды.

Соответствующий план мероприятий по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2018-2022 года был подготовлен Минприроды и внесен министром Сергеем Донским на утверждение в правительство России. «Реализация мероприятий будет способствовать обеспечению национальных интересов России в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права и основными направлениями внутренней и внешней политики нашей страны за счет обеспечения развития комплексных научных исследований Антарктики», – цитирует Донского пресс-служба.
В Выборге начнутся ходовые испытания ледоколов арктического класса
В Выборге начнутся ходовые испытания ледоколов арктического класса
27 Марта 2018     11:15
На Выборгском судостроительном заводе в апреле начнутся ходовые испытания ледокола снабжения проекта Aker Arc130A. Об этом сообщил менеджер по развитию финской компании Aker Arctic Technology Алексея Штрека.

«Уже в апреле планируется выход на испытания первого ледокола снабжения проекта, который сейчас строится на Выборгском заводе. Сейчас в Выборге строятся два ледокола этого проекта плюс ледокол для порта Сабетта», — отметил Штрек.

В настоящий момент на Выборгском заводе строятся два ледокола для проекта освоения Новопортовского месторождения углеводородов на полуострове Ямал. Планируется, что они будут сданы летом и осенью текущего года.

На Выборгском судостроительном заводе уточнили, что выход ледокола на испытания намечен на конец апреля — начало мая. Пока еще уровень воды в акватории Финского залива вблизи Выборга не позволяет судну выйти на испытания.

Второй строящийся ледокол Aker Arc130A выйдет на испытания осенью. Испытания портового ледокола проекта Aker Arc124 для порта Сабетта планируется начать в конце текущего года.
АСПОЛ разработал стандарт «Экологической безопасности Арктики»
АСПОЛ разработал стандарт «Экологической безопасности Арктики»
27 Марта 2018     09:52
«Ассоциация полярников» разработала Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики». Этот документ может стать настольной книгой региональных властей и промышленных компаний в арктических регионах. Об этом заявил вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии Вячеслав Шадрин.

Сегодня стандарт проходит общественные слушания в Торгово-промышленной и Общественной палатах Якутии. В его обсуждении принимают участие общественники, экологи и коренные народы.

«Национальный общественный стандарт разработан по мировым стандартам, включает в себя лучшие практики по проведению компаний в Арктике. С другой стороны, это добровольный документ. В него включены очень детальные и важные индикаторы, в частности, о взаимоотношениях с коренными народами, своевременным информированием местного населения о ведении хозяйственной деятельности. Этих положений, к сожалению, нет в современном российском законодательстве», - цитирует ТАСС Шадрина.

Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» разработан Общественной комиссией по направлению «Экология» Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» при содействии сотрудников Института проблем промышленной экологии Севера РАН.
Посол Франции по делам Арктики и Антарктики поддержала укрепление связей с Россией
Посол Франции по делам Арктики и Антарктики поддержала укрепление связей с Россией
26 Марта 2018     17:20
Посол Франции по делам Арктики и Антарктики Сеголен Руаяль выступила в поддержку укрепления франко-российского научного сотрудничества в вопросах исследования Арктики. Об этом она заявила в ходе встречи с представителями общественности во Французском институте в Санкт-Петербурге.

«Я приехала сюда, потому что научное сотрудничество (между Францией и Россией) существует уже несколько сотен лет, с тех пор как первые французские исследователи приехали в Арктику, и это долгосрочное франко-русское сотрудничество является абсолютно исключительным. И мое желание, чтобы это сотрудничество не ослабевало и только усиливалось, потому что вопрос климатических изменений и окружающей среды на полюсах становится все более важным и интересным», - цитирует Руаяль ТАСС.

Посол также указала, что во Франции полярными исследованиями занимаются около 400 специалистов, которые на протяжении длительного времени взаимодействуют с российскими коллегами. По ее мнению, дальнейшее упрочение научной кооперации и развитие научной дипломатии «позволит сблизить наши два народа».

«Своей главной задачей на посту посла по делам Арктики и Антарктики я вижу укрепление франко-российского сотрудничества в этом регионе и содействие скорейшему созданию в Петербурге Арктического центра», - цитирует слова Руаяль пресс-служба СПбГУ, где она выступила перед студентами.

Напомним, Сеголен Руаяль была назначена послом Франции по делам Арктики и Антарктики в июле 2017 года. Она сменила на этом посту Мишеля Рокара, после кончины которого в июле 2016 года этот пост долго оставался вакантным.

Руаяль в 2007 году баллотировалась на пост главы французского государства. Она дважды занимала пост министра экологии – в правительствах Манюэля Вальса (2014-2016) и Бернара Казнева (2016-2017). Будучи широко известным на Западе политиком, сыграла важную роль в проведении Конференции по климату, которая проходила в Ле-Бурже под Парижем в 2015 году.
Перепись малочисленных народов Севера начнется в 2019 году
Перепись малочисленных народов Севера начнется в 2019 году
26 Марта 2018     16:52
В 2019 году в пилотном режиме начнется перепись коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока начнется. Об этом на заседании совета ассоциации «Оленеводы мира» в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) сообщил член комитета Госдумы по делам национальностей, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков.

«Мы понимаем, что это ответственный и трудоемкий процесс. В настоящее время мы ведем переговоры с нашими субъектами. И это возможно сделать в пилотном режиме. Например, Томская область, Карелия – там, где компактно проживают коренные народы. Мы попробуем сделать несколько пилотных проектов в течение 2019 года», - сказал Ледков.

Отметим, что Федеральное агентство по делам национальностей ранее подготовило законопроект, предполагающий создание реестра коренных малочисленных народов РФ. В него будут включены граждане, которые «проживают в местах традиционного проживания, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и ведут традиционный образ жизни». Планируется, что реестр облегчит получение представителями коренных малочисленных народов преференций, связанных с пользованием землей и промыслами.

Отметим также, что на заседании совета ассоциации «Оленеводы мира» собралось около 100 оленеводов из России, Швеции, Норвегии, Шотландии и Финляндии, чтобы выяснить, что угрожает их отрасли и как общими силами решить проблемы.

По словам председателя правления ассоциации Михаила Погодаева, оленеводство уже исчезло в некоторых районах. «Остро стоит вопрос о дальнейшем существовании оленеводства, особенно в таежных районах, где сложно защищать стадо от волков, медведей, росомах. Государству необходимо регулировать число хищников, но интересы оленеводов не всегда совпадают с интересами власти», - сказал он.
В 2019 году Россия построит ледостойкую платформу для Арктики
В 2019 году Россия построит ледостойкую платформу для Арктики
26 Марта 2018     11:58
Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» для круглогодичных экспедиций в Арктике должно начаться в 2019 году, при этом проектирование предполагается начать до июля 2018 года. Об этом заявил РИА Новости глава Минприроды России Сергей Донской.

«Проектирование платформы должно начаться до середины этого года, а в 2019 году нужно начать строительство. Мы будем размещать работы в России. При выборе верфи будем в первую очередь учитывать опыт производства и создания судов арктического класса», — сказал Донской.

Как ранее сообщал Донской, по проекту, который Минприроды готовит совместно с Росгидрометом, всесезонная научно-исследовательская платформа будет обладать высокой прочностью корпуса, автономностью по запасам топлива не менее 2-3 лет и сроком службы около 25 лет. Появление такой платформы позволит перевести изучение Арктики и Антарктики на качественно новый уровень и создать максимально благоприятные и безопасные условия работы для исследователей.
Началась разработка стратегии развития арктической зоны Якутии
Началась разработка стратегии развития арктической зоны Якутии
26 Марта 2018     11:55
Для 13 северных и арктических регионов Якутии разработают стратегию развития до 2030 года. Проект предусматривает создание опорных точек роста в арктической зоне Якутии и комплексное развитие инфраструктуры. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя Центра стратегических исследований Якутии Валентину Кондратьеву.

«По поручению главы Якутии Егора Борисова разрабатывается стратегия развития арктической зоны региона до 2030 года. В 2017 году нами проведен комплекс предварительных исследований по анализу текущего состояния социально-экономического развития, выполнен SWOT-анализ. Кроме того, распоряжением правительства региона создана рабочая группа для подготовки окончательного варианта стратегии и плана мероприятий по ее реализации. Думаю, эта работа будет завершена до конца года», - цитирует ТАСС эксперта.

По словам Кондратьевой, в стратегии предусматривается новый подход к «пространственному развитию» арктической зоны Якутии. «У нас на территории арктической зоны расположены 119 населенных пунктов. 19 из них не имеют постоянного населения, 15 из них – численностью менее 100 человек. Сложно говорить об обеспечении комфортных условий на всей территории Арктики. Необходимо выделить опорные точки роста, причем не только связанные с развитием минерально-сырьевой базы», - рассказала она.

Эксперт отметила, что стратегия рассматривается комплексно, в составе всех 13 арктических и северных районов, являющихся единым объектом управления (в арктическую зону РФ включены только 5 районов республики). В новой стратегии важное значение отвели роли науки, использованию научного и инновационно-технического потенциала. «Без новых технологий, инноваций, цифровизации социально-экономическое развитие на Севере невозможно. При этом промышленное освоение будет проходить фрагментарно», - полагает она.

Проект новой стратегии учитывает и глобальные климатические изменения. По словам Кондратьевой, учли разработки якутских мерзлотоведов, которые разработали мерзлотно-ландшафтную карту региона. «Так, 29 населенных пунктов находятся на таких участках криогенных ландшафтов, которые имеют в своей структуре высокое содержание льда и сильно чувствительны к изменениям климата. Планы развития этих населенных пунктов должны учитывать этот фактор, необходимы дополнительные инженерно-геологические изыскания», - резюмировала эксперт.
Россия запретит проход иностранным судам по Севморпути
Россия запретит проход иностранным судам по Севморпути
26 Марта 2018     11:49
Россия готовится с 2019 года запретить перевозку по Северному морскому пути (СМП) нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике, на судах иностранного производства. Законопроект Минпромторга, согласованный Минтрансом и Минэнерго, должен быть вскоре внесен в правительство. Проект Закона в основном согласован и может поступить в правительство в ближайшее время. Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на своего источника.

Документ стал развитием инициативы по обязательному использованию российского флага на Севморпути (СМП) — соответствующие поправки к кодексу торгового мореплавания были приняты в конце прошлого года.

Теперь Минпромторг предлагает для тех же категорий, то есть перевозок и хранения в акватории СМП нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и угля, добытых в российской Арктике, а также ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и морских ресурсных исследований на шельфе ввести с 2019 года требование применять только суда российского производства. В случае перевозок требование распространяется на транспортировку до первого пункта выгрузки или перегрузки за пределами СМП. Требования будут распространяться также на фрахт и аренду. Исключения возможны: если стоимость техники превышает 1 млрд руб., вопрос будет решать подкомиссия по импортозамещению во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

Новое регулирование коснется, прежде всего, нефтегазовых компаний, работающих в Арктике. Нефть и газ по СМП пока перевозят только НОВАТЭК и «Газпром нефть», перевалочный терминал ЛУКОЙЛа «Варандей» расположен в Печорском море (формально не входит в СМП). «Роснефть» на арктическом шельфе только ведет геологоразведку. «Газпром нефть» сейчас возит нефть по СМП в рамках освоения Новопортовского месторождения танкерами-челноками (шесть штук построено в Южной Корее) на судно-накопитель в Мурманске и затем отгружает на экспорт.

Главные проблемы возникают у НОВАТЭКа. Теоретически новое регулирование может серьезно повлиять даже на уже запущенный «Ямал СПГ», поскольку к началу 2019 года не все танкеры-газовозы (строятся в Южной Корее) для проекта будут сданы. Будущий проект «Арктик СПГ» на 19,8 млн т СПГ в год и предварительной стоимостью около $20 млрд поправки могут поставить на грань отмены. В рамках переговоров между НОВАТЭКом и верфью «Звезда» (строится на Дальнем Востоке) газовой компании предложили построить СПГ-танкер на 80% дороже, чем в Южной Корее, «и это без гарантии качества и сдачи в срок».

В самом НОВАТЭКе признают, что «развитие судостроительной отрасли России требует поддержки». Но, подчеркивают в компании, на этот счет уже выпущены постановления и распоряжения, даны поручения, которые выполняет НОВАТЭК. Предлагаемые поправки, говорят в компании, фактически остановят действующие арктические проекты и сделают невозможной реализацию новых.

Глава ОСК Алексей Рахманов заявил «Коммерсанту», что госкорпорация всегда поддерживала идею подобного законопроекта: «Если будет больше судов под российским флагом, больше судов построено в РФ, это автоматически означает больше заказов, в том числе на ОСК». Но, признал он, «самое главное, чтобы мы не укусили сами себя за хвост, если запретим всем строить за границей, а сами не сможем.
Стали известны сроки решения по российской заявке на расширение шельфа в Арктике
Стали известны сроки решения по российской заявке на расширение шельфа в Арктике
23 Марта 2018     11:09
Россия ждет представления Канадой своей заявки в ООН на расширение шельфа в Арктике в конце 2018 — начале 2019 года. После чего можно будет ожидать решения по подобной российской заявке. Об этом со ссылкой на главу Минприроды России Сергея Донского сообщает РИА Новости.

«Ясность по срокам принятия решения по российской заявке будет только, когда канадцы окончательно выйдут со своей заявкой на обсуждение в ООН. Это произойдет в конце этого года – начале 2019 года. Комиссия ООН будет принимать окончательное решение, когда все основные страны представят свои заявки и будет понятно, как каждая страна обосновывает свою заявку», – сказал Донской.

По его словам, речь идет о заявках Канады и Дании. «С датчанами уже были переговоры между геологическими службами наших стран. На уровне специалистов идет обсуждение и выработка решений», — добавил министр.

Напомним, Россия в 2001 году объявила о своих претензиях на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком геологической информации. Новые экспедиции на Северный полюс, геолого-геофизические исследования в Северном Ледовитом океане по изучению геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова и батиметрическая съемка заняли более десяти лет.
В Архангельской области будут искать новые месторождения алмазов
В Архангельской области будут искать новые месторождения алмазов
22 Марта 2018     10:56
На территории Архангельской области будут искать новые месторождения  алмазов еще на четырех участках. Поиск будет проходить за счет внебюджетных средств. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу регионального министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса.

«Определены четыре новых участка для поиска алмазов: Южно-Верхотинский, Разломный, Торфяной и Черноозерский-3. Все они находятся в Мезенском районе, на так называемом Зимнем берегу Белого моря. Компании, которые заявятся, будут вкладывать свои средства, без участия бюджета, то есть за счет внебюджетных средств», - пояснили в пресс-службе.

Сейчас в регионе работают пять компаний, которые ищут новые алмазные месторождения на 14 участках.

Напомним, в Архангельской области алмазы добывают на двух месторождениях: имени М. Ломоносова в Приморском районе и имени В. Гриба в Мезенском районе, в 100 и 130 километрах от Архангельска соответственно. В 2017 году в регионе добыли 7,5 млн карат алмазов. Компании, занимающиеся добычей алмазов, перечислили в бюджет области более 3,6 млрд рублей налогов.
НОВАТЭК запатентовал технологию сжижения газа холодом
НОВАТЭК запатентовал технологию сжижения газа холодом
21 Марта 2018     09:58
НОВАТЭК разработал технологию сжижения природного газа с использованием холода окружающей среды. Компания подала заявку на патент в марте 2017 года, а в феврале 2018 года Роспатентом было опубликовано подтверждение патента на технологию «Арктический каскад». Об этом пишет газета «Ведомости».

Для превращения природного газа в жидкость его необходимо охладить до температуры около -160°C. «Арктический каскад» предполагает использование на первой стадии естественные климатические условия. «Воды арктических либо антарктических морей, заливов и иных водоемов даже в летний период имеют низкую температуру»,— отмечается в описании к патенту. Энергозатраты при производстве СПГ по новой технологии будут составлять около 220 кВт на 1 тонну — на 20% меньше, чем при использовании технологии Air Products.

О планах компании получить патент на технологию сжижения газа основной владелец и председатель правления НОВАТЭК Леонид Михельсон впервые сообщил 12 декабря 2017 года, представляя инвесторам долгосрочную стратегию компании.

Напомним, стратегия НОВАТЭК до 2030 года предполагает производство сжиженного природного газа по 55 млн тонн в год и капитальные затраты на строительство мощностей по сжижению на уровне почти 3 трлн руб. Основным проектом после уже запущенного «Ямала СПГ» станет «Арктик СПГ», третью линию которого к 2025 года НОВАТЭК планирует построить по российской технологии.
Новости 709 - 720 из 788
Начало | Пред. | 58 59 60 61 62 | След. | Конец