Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация

127025, Москва, Новый Арбат, 19

+7 (495) 697-44-45
mail@aspolrf.ru      @aspolrf
Новости

Новости

Впервые в мире: Тиньков рассказал о намерении построить частный ледокол
Впервые в мире: Тиньков рассказал о намерении построить частный ледокол
12 Июля 2018     12:00
Председатель совета директоров «Тинькофф банка» Олег Тиньков собирается построить первый в мире частный ледокол. Об этом он сам рассказал в интервью Forbes.

По словам Тинькова, он бы хотел построить ледокол, чтобы ходить на Северный полюс, в Антарктику, Арктику, а также пройти Северный морской путь – маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком через моря: «У яхт, которые называются «эксплорерами», на самом деле нет ледового класса. В этом году ввели запрет яхтам плавать выше 80-й широты».

Тиньков говорит, что займется строительством ледокола после того, как закончит строить La Datcha в Мексике. Но конкретные сроки он не называет.

Напомним, Олег Тиньков занимает 43-е место в списке самых богатых бизнесменов России по версии Forbes. Издание оценивает его состояние в $2,2 млрд.
В Якутии начнут готовить специалистов по экологическому праву Арктики
В Якутии начнут готовить специалистов по экологическому праву Арктики
12 Июля 2018     11:00
Российско-французская магистерская программа в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) будет готовить специалистов по экологическому праву для промышленных компаний, работающих в Арктике. Об этом сообщил руководитель программы, завкафедрой арктического права и стран АТР юридического факультета СВФУ Анатолий Слепцов.

«Соглашение о создании совместной магистерской программы «Право охраны окружающей среды» Северо-Восточного федерального университета и французского университета Версаль-Сен-Кантен подписано на днях. Начался прием документов для обучения по магистерской программе», - цитирует Слепцова ТАСС.

По словам руководителя магистратуры, программа направлена на подготовку специалистов, которые будут разбираться в специфике добывающей промышленности в Арктике, вопросах взаимоотношений промышленных компаний и коренных народов Арктики. «При активном промышленном освоении северных территорий необходимо понимать, что народы Арктики являются хранителями глобального экологического баланса, и вопросы защиты их прав как никогда актуальны», - сказал он. Слепцов отметил, что особый акцент в образовательной программе будет сделан на арктическом праве, основах экологической и этнологической экспертизы.

Первый год обучения будет проходить в Северо-Восточном федеральном университете в Якутске. Во второй год часть студентов поедут во Францию за счет европейского гранта Erasmus Mundus. «Студенты будут получать ежемесячную стипендию в €700, а также заработную плату от €1000 за прохождение практики на базе компании Total», - сказал он.

По словам Слепцова, предварительное согласие на целевую подготовку кадров по этой программе уже дали компании «Газпром», «Алроса», «Сургутнефтегаз», «Алмазы Анабара». «Кроме того, думаю, что в таких специалистах нуждаются транснациональные компании, ведущие деятельность в Арктической зоне. В частности, специалисты с таким образованием могут стать медиаторами взаимодействия промышленных компаний и местного населения», - добавил собеседник ТАСС.
В Сургуте откроется выставка карикатур об Арктике
В Сургуте откроется выставка карикатур об Арктике
11 Июля 2018     15:00
Выставку карикатур «Арктика для белых медведей» представят в Сургуте в художественном музее в 2018 году. Об этом сообщила творческий куратор проекта Светлана Круглова.

«Наша выставка – это попытка художников-карикатуристов взглянуть на Крайний Север с иронией. Проект должен внести оттенок юмора в палитру знаний об Арктике и «раскрасить» впечатления об этом месте на нашей планете. Выставка уже готова и будет представлена в 2018 году. Первоначально мы разместим ее на сайте Сургутского художественного музея, а потом – и в самом музее», - цитирует Круглову ТАСС.

По словам куратора, создатели планируют показать экспозицию и в других городах России. Сейчас идут переговоры о показах в Москве на базе одного из партнеров проекта.

«Авторами выставки выступили четыре художника – Александр Сергеев из Санкт-Петербурга, Андрей Вахрушев из Салехарда, Владимир Степанов и Дмитрий Дроздов из Новосибирска. Они все профессионалы, которые представляют разные области живописи, но все так или иначе связаны с карикатурой. Трое из них не были в Арктике, один живет там. Эта разница позволит нам увидеть разный юмористический взгляд на северные широты», - заключила Круглова.
На Ямале возобновляют наблюдение за вечной мерзлотой
На Ямале возобновляют наблюдение за вечной мерзлотой
11 Июля 2018     12:00
Ученые Ямала восстанавливают на стационаре Парисенто геокриологическую наблюдательную сеть для изучения температуры мерзлотных структур. Об этом сообщили в окружном правительстве.

Научный центр изучения Арктики ранее начал здесь комплексные геокриологические изыскания. Теперь они будут продолжены. В 2018 году предстоит пробурить от шести до восьми мерзлотно-параметрических скважин. Бур зайдет на глубину 12 метров. Затем из скважин отберут керн, изучение которого позволит понять уровень влажности, гранулометрический состав и выяснить термометрические косы. Специальные датчики один раз в сутки будут отмечать на разной глубине температуру и затем передавать ее на специальные логгеры, которые находятся в устье скважин.

В итоге ученые узнают, каким образом в многолетнемерзлых грунтах колеблется температура. Также они сравнят показатели с теми, что были получены в 1980—1990-х годах.

Директор Научного центра изучения Арктики Антон Синицкий отмечает, что еще 30 лет назад на Парисенто имелось множество профилей наблюдательных термометрических скважин, целая сеть. Но скважины с течением времени пришли в негодность.
Япония прибыла в Санкт-Петербург изучать опыт освоения Арктики
Япония прибыла в Санкт-Петербург изучать опыт освоения Арктики
11 Июля 2018     11:00
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко встретился в Смольном с президентом Фонда мира Сасакавы Нобуо Танакой. Японская делегация приехала в Санкт-Петербург изучать местный опыт по освоению Арктики.

Делегация встретилась с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также посетила ведущие научно-исследовательские учреждения и организации. Также стороны обсудили возможное сотрудничество между городом и японскими партнерами в области освоения Арктики.

Георгий Полтавченко отметил, что Санкт-Петербург – это центр изучения Арктики и Антарктики в России. Тут есть профильные научные организации, есть существенный промышленный потенциал, работает арктическое судостроение, а также развивается кластер по разработке и производству оборудования для добычи полезных ископаемых на арктическом шельфе.

Напомним, сегодня  японцы уже инвестировали в полусотни компаний Санкт-Петербурга, среди которых – автомобильные заводы Toyota и Nissan.

Нобуо Танака отметил, что город может рассчитывать и на большее количество инвесторов.

Напомним также, Фонд мира Сасакавы, основанный 1 сентября 1986 года, является ведущим научно-исследовательским центром Японии.
На Ямале несанкционированные свалки будут искать с помощью спутника
На Ямале несанкционированные свалки будут искать с помощью спутника
10 Июля 2018     12:00
Устранять многочисленные и незаконные свалки мусора волонтерам будут помогать ГЛОНАСС-трекеры – специальные отслеживающие устройства. Первый маячок был «торжественно» опущен в яркую канистру и помещен в бак в одном из дворов на улице Губкина. Об этом заявил депутат Госдумы России и лидер Движения «Будущее Арктики» Владимир Пушкарев.

32 датчика, которые между собой экодружинники называют «жучками», будут распространены по всему Ямалу. Теперь жители округа будут знать, куда увозит мусор управляющая компания и как возникают несанкционированные свалки. За мусоровозами будут следить через специальные приложения.

«У нас будут работать общественные экологические дружины. Они будут готовить материалы с тем, чтобы мы могли передать их в прокуратуру, с тем, чтобы они провели расследование, и виновные были найдены и наказаны», - сказал Владимир Пушкарев ГТРК «Ямал».

В свою очередь руководитель волонтерского экологического проекта «Будущее Арктики» по Салехарду Мария Федорова отметила: «Маячок мы запустили в мусорный контейнер и по такому приложению можно отследить любое его движение, сейчас уже видно, что мы отошли чуть-чуть от контейнера. Любое перемещение мы будем видеть по приходящим уведомлениям».
Роснефть разработала для Арктики уникальные моторные масла
Роснефть разработала для Арктики уникальные моторные масла
10 Июля 2018     11:30
Специалисты ООО «РН-ЦИР» и ООО «РН-Смазочные материалы» Роснефти разработали моторные масла для Арктики и Крайнего Севера. Они обеспечивают надежную работу машин и механизмов при температуре окружающей среды до минус 60 градусов. ОБ этом говорится в сообщении пресс-службы Роснефти.

Новые масла приготовлены на базе низкозастывающей основы, которая получена по собственной запатентованной технологии Роснефти, а также специальных компонентов, разработанных в «РН-ЦИР». На сегодняшний день они являются уникальными и не имеют аналогов в России.

Производство современных арктических масел планируют организовать в 2019 - 2020 годах на мощностях АО «Ангарская Нефтехимическая Компания». Это позволит выпускать около 10 тыс. тонн моторных масел в год и обеспечить внутренний рынок качественными смазочными материалами российского производства, - сообщает управление информационной политики ПАО «НК «Роснефть».

Разработанные специалистами компании новые моторные масла практически в два раза дешевле синтетических базовых масел зарубежного производства, которые используют сейчас в России. Ожидается, что активное освоение регионов Арктики и Крайнего Севера к 2020 году увеличит спрос на арктические смазочные материалы до 40 тыс. тонн в год.
В Высшей школе экономики появится институт экологии
В Высшей школе экономики появится институт экологии
10 Июля 2018     10:00
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) создается Институт экологии. Об этом сообщила пресс-служба вуза.

«Институт экологии НИУ ВШЭ займется исследовательской и образовательной деятельностью, а также экспертно-аналитической поддержкой государственных проектов в сфере экологической безопасности и проектов, предусмотренных госполитикой России в Арктике», — говорится в сообщении.

Официальное открытие Института экологии НИУ ВШЭ запланировано на 1 августа 2018 года.

Как сообщается, главой Института экологии станет Борис Моргунов, который занимался вопросами экономики природопользования и развития северных территорий в Минэкономразвития и Госкомсевере РФ. Кроме того, в Институте будут работать «эксперты в области экономики, географии, биологии, медицины, имеющие большой опыт в подготовке и реализации крупных международных экологических проектов».

По словам проректора ВШЭ Андрея Жулина, Институт экологии будет оказывать содействие органам власти, научным центрам и другим подразделениям школы в достижении экологической безопасности. Помимо этого, институт будет заниматься образовательными проектами.

«Мы намерены привлекать к научно-исследовательской работе студентов и аспирантов, а также использовать результаты исследований и разработок института в образовательных программах аспирантуры, магистратуры и бакалавриата и всячески содействовать их практическому применению», — приводит пресс-служба слова Моргунова.
Плавучий университет оценит в Арктике экологический ущерб
Плавучий университет оценит в Арктике экологический ущерб
9 Июля 2018     11:30
Малоизученный район Новой Земли станет местом работы исследователей Арктического плавучего университета. Экспедиция отправится на архипелаг завтра, 10 июля. Об этом на пресс-конференции сообщил проректор Северного Арктического федерального университета (САФУ) Константин Зайков.

Исследовательское судно «Профессор Молчанов» доставит на северо-восток архипелага 58 членов экспедиции, среди которых 22 представителя других государств. Международное представительство очень широкое: в экспедиции примут участие исследователи Канады, Франции, Германии, Италии, Китая, Нигерии и других стран. Примечательно, что скандинавских партнеров, имеющих опасения за экологическое состояние российской Арктики, в списке членов экспедиции не оказалось.

Ученым предстоит работа по восьми научным направлениям. Традиционными из них станут изучение гидрологических режимов Белого, Баренцева и Карского морей, метеорологические наблюдения, изучение биоразнообразия архипелага.

«Будут проведены серьезные исследования по изучению районов миграции отдельных видов птиц и млекопитающих в районе Новой Земли. Кроме того, будет проведен большой новый интересный комплекс исследований по мониторингу переноса загрязняющих веществ по живой цепи — будут отобраны пробы рыб, птиц, крови людей, проживающих в высокоширотной Арктике для того, чтобы определить, какие загрязняющие вещества есть в организме людей и, самое главное, как они туда попадают», — цитирует Зайков ИА REGNUM.

Кроме того, будет проведено исследование на наличие в Арктике высоколетучих загрязняющих веществ и оценена степень загрязнения территории проходимыми в высоких широтах судами.

«Будет изучена не только текущая ситуация, но и методы минимизации загрязнения. Это очень важное направление, потому что загрязнение атмосферы — это один из рисков растущего грузопотока на Севморпути. Сажистое загрязнение — одна из ключевых проблем. Большое количество ученых считают, что сажа садится на лед и усиливает процесс их таяния», — отметил Константин Зайков.

Напомним, совместный проект Северного Арктического федерального университета и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Арктический плавучий университет был создан 10 лет назад. За это время в его экспедициях приняли участие более 500 исследователей.
В России может появиться флот газовых ледоколов
В России может появиться флот газовых ледоколов
9 Июля 2018     10:30
Газовые ледоколы скоро могут появиться в Арктической зоне. Необходимость строительства судов на экологически чистом виде топлива обсуждалась в Санкт-Петербурге в штаб-квартире ПАО «Совкомфлот». Министр природных ресурсов России Дмитрий Кобылкин в ходе визита провел рабочую встречу с первым заместителем генерального директора ПАО «Совкомфлот», главным инженером компании Игорем Тонковидовым.

Особое внимание стороны уделили вопросам использования современных технологий для повышения экологической безопасности судоходства, а также развитию взаимодействия министерства с предприятиями морского транспорта в области обеспечения судов актуальными гидрометеорологическими данными.

Особый интерес Дмитрия Кобылкина вызвала инициатива «Совкомфлота» по внедрению сжиженного природного газа (СПГ) в качестве основного топлива для крупнотоннажных танкеров типоразмера «Афрамакс». Этот типоразмер наиболее востребован для обеспечения экспортных перевозок российской нефти.

Ведомству предложили мотивировать судовладельцев переходить на более чистое топливо – сжиженный природный газ, как это происходит в балтийских и североморских портах Европы. Тем более, что такие суда уже проектируют. Например, здесь работают над проектом ледокола на СПГ. Автономность судна около 30 суток – то есть выгодно его будет использовать в регионе, где есть такое топливо, а именно в Карском море и Обской губе.

По прочим своим характеристикам судно будет способно заменить атомные ледоколы, такие как «Вайгач». «Это в три раза дешевле в стоимости сравнимого по мощности ледокола. Из плюсов то, что срок строительства его тоже в 2,5 раза короче. И его, наверное, можно исполнить не только на Балтийском заводе», - отметил Юрий Малышев, генеральный директор ООО «СКФ Арктика», которого цитирует ТК «Ямал-Регион».

Концепцию газового ледокола подготовят к осени. Пока же подробности не раскрывают.
СМИ: «Атомфлот» может забрать ледоколы у «Росморпорта»
СМИ: «Атомфлот» может забрать ледоколы у «Росморпорта»
9 Июля 2018     10:00
Входящее в Росатом ФГУП «Атомфлот» рассматривает возможность в рамках получения функций оператора Северного морского пути (СМП) забрать два дизельных ледокола у ФГУП «Росморпорт» Росморречфлота – «Адмирал Макаров» и «Красин». Об этом пишет газета «Коммерсантъ».

Как пояснил «Ъ» глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша, «Адмирал Макаров» и «Красин» должны быть переданы на баланс «Атомфлота» как элемент портовой инфраструктуры для обеспечения активности в Чаун-Билибинском регионе (Чукотка) судоходства до Певека.

По словам Рукши, это позволит отвечать за восточный сектор Арктики. Через 5-7 лет эти ледоколы будут списаны, но 3-5 лет они могут выполнять вспомогательные функции в летне-осеннюю навигацию.

Как мы писали ранее, законопроект о полномочиях госкорпорации «Росатом» в сфере развития и функционирования СМП и прилегающих территорий был одобрен на прошлой неделе. В частности, документом предусматривается наделение «Росатома» полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственных программ в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП.
Права «Росатома» на СМП одобрены законопроектной комиссией
Права «Росатома» на СМП одобрены законопроектной комиссией
6 Июля 2018     14:00
Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект закона о наделении госкорпорации «Росатом» функциями управления на Северном морском пути (СМП) и прилегающих к нему территориях. В скором времени документ будет рассмотрен на заседании правительства.

Проект закона предлагает передать госкорпорации ряд компетенций, в том числе в сфере судоходства, развития инфраструктуры (портовой и энергетической), безопасности мореплавания в рамках Северного морского пути и прилегающих территорий.

Госкорпорация «Росатом» станет единым инфраструктурным оператором главной арктической водной артерии. Ведомству будут переданы функции по оказанию государственных услуг в области морской деятельности и по управлению государственным имуществом в районе Северного морского пути и прилегающих территорий.

Авторы законопроекта считают, что принятие документа позволит активизировать развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали в Арктике и развитие инфраструктуры его морских портов, а также увеличить грузопоток по Северному морскому пути.

Напомним, увеличение объемов грузоперевозок в северных водах с 8 до 80 млн тонн к 2025 году президент России Владимир Путин назвал одной из государственных целей.

В случае принятия закона госкорпорация станет главным распорядителем и получателем бюджетных средств и будет выступать государственным заказчиком проектов для устойчивого функционирования СМП и улучшения инфраструктуры арктических морских портов России.

Министерство транспорта России — главный конкурент атомной корпорации за право стать центром управления Арктикой — принимает на себя функции по согласованию и утверждению отдельных актов. Так называемый «принцип двух ключей» относится к обязательным постановлениям в морских портах, правилам ледокольной проводки судов, положению о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов. Минтранс оставит за собой утверждение перечня портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту СМП, а также решение об открытии новых портов.
Новости 685 - 696 из 1013
Начало | Пред. | 56 57 58 59 60 | След. | Конец