Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация

127025, Москва, Новый Арбат, 19

+7 (495) 697-44-45
mail@aspolrf.ru      @aspolrf
Новости

Новости

«Умные» теплицы и свет по потребностям: как развиваются аграрные технологии в Арктике
«Умные» теплицы и свет по потребностям: как развиваются аграрные технологии в Арктике
13 Августа 2018     17:00
Ученые Томского политехнического университета разработали для использования в условиях Арктики «умные» теплицы, в которых можно выращивать овощи вне зависимости от климатических условий и числа солнечных дней. О том, как обеспечить арктические регионы собственными овощами и зеленью и какие еще технологии планируют использовать для этого, разработчики и руководители проектов рассказали ТАСС.
Тюменский вуз начнет готовить специалистов по освоению Арктики
Тюменский вуз начнет готовить специалистов по освоению Арктики
13 Августа 2018     15:00
Тюменский индустриальный университет запустит образовательную программу по подготовке специалистов, которые будут востребованы в Арктике, практическим полигоном станет Ямало-Ненецкий автономный округ. Об этом сообщила пресс-служба вуза.

В рамках программы «Арктическая проектная магистратура», которая стартует с 1 сентября, в университете объединят несколько магистерских направлений, в частности связанных с морским бурением, геонавигацией, системами автоматизации и управления.

«Проектная образовательная программа «Арктическая магистратура» соединит в себе все процессы, которые будут востребованы в Арктике. Тюменский индустриальный университет поставил перед собой амбициозную задачу – подготовить специалистов, обладающих компетенциями, необходимыми для современного освоения и развития северного форпоста страны», — подчеркивает пресс-служба вуза.

Отмечается, что студентам предстоит изучить окружающую среду полярных регионов, ознакомиться с перспективами освоения энергетических ресурсов Арктики и геополитическими аспектами мировой нефтегазовой отрасли. Они также займутся социально-экономическими вопросами, например, взаимодействием компаний, работающих в топливно-энергетическом комплексе, и живущих на севере аборигенов.

«Полигоном для исследований станет Ямало-Ненецкий автономный округ. На примере этой территории магистранты будут заниматься особенностями морского бурения в Арктике, а также ведением работ в условиях вечной мерзлоты», — говорится в сообщении.

К реализации проекта подключатся пять кафедр вуза. При этом, как пояснили в университете, в арктическую магистратуру поступать отдельно студентам не придется – этот модуль станет частью образовательной программы для тех, кто обучается по ряду профильных направлений.
Минприроды: оленьим пастбищам в Арктике угрожают слишком большие стада
Минприроды: оленьим пастбищам в Арктике угрожают слишком большие стада
13 Августа 2018     10:00
Пастбища оленей в приарктических территориях России находятся под угрозой из-за слишком больших по численности стад. Такое заявление сделал директор департамента особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии Алексей Титовский, который посетил Архангельскую область.

«По мнению ученых, там идет огромный перевыпас, и это серьезная проблема», - сказал он.

По словам представители Минприроды, уже третий сезон крупные ученые работают на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), подробно и последовательно изучая состояние оленьих пастбищ. В частности, в прошлом году исследовали полуостров Тазовский и Ямал. «Состояние оленьих пастбищ вызывает настороженность», - цитирует Титовского ТАСС.

По данным Минприроды, ЯНАО является лидером по численности оленьих стад, что приводит к перевыпасу на пастбищах. Для борьбы с ситуацией Минприроды предлагает, в частности, не допускать одновременного выпаса больших стад.

Кроме того, нужно принять меры, чтобы летом ограничить выпас оленей на зимних пастбищах. «В традициях северных народов это не принято, надо возвращаться к традициям», - сказал Титовский, добавив, что также необходима ротация пастбищ, поскольку ягель (основной корм оленей) растет очень медленно. Среди более серьезных мер он назвал сокращение стад путем наращивания переработки оленины. «Но не любыми способами забивать оленей, а уважать традиции народа – сокращать, сохраняя традиции и экономику региона, чтобы это шло на улучшение жизни коренного народа», - отметил он.

Необходимы и законодательные меры. «Оленеводы должны понимать, что земля закреплена за ними, что они ее передадут потомкам. Это будет моральная ответственность, но закрепленная документально, тогда у них будет стремление применять ограничительная меры», - отметил представить Минприроды.
Минобороны РФ закупит карты ледовой обстановки в Арктике за 3,6 млн рублей
Минобороны РФ закупит карты ледовой обстановки в Арктике за 3,6 млн рублей
10 Августа 2018     10:00
Минобороны России объявило закрытый аукцион на закупку обзорных карт ледовой обстановки в арктических морях и данных с долгосрочными прогнозами этой обстановки. Соответствующий документ размещен на портале госзакупок.

«Министерство обороны Российской Федерации <...> извещает о проведении закрытого аукциона на закупку услуг «Специализированная гидрометеорологическая, климатическая, космическая информация и информационная продукция», - приводит цитату из документа ТАСС.

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет почти 3,6 млн рублей. Исполнителя госконтракта выберут 31 августа этого года.

В извещении к лоту указывается, что военным требуются обзорные карты ледовой обстановки Баренцева, Белого, Карского, Гренландского, Сибирского, Чукотского, Берингова, Охотского морей, а также моря Лаптевых и моря Бофорта. Кроме того, закупка услуг включает «долгосрочный прогноз положения кромки льда на середину следующего месяца» по акватории Баренцева и Карского морей.

Данные будут предоставляться на основе многоканальной информации спутников, а также данных наблюдений полярных станций и судов. Сроки выполнения работ – с момента вступления контракта в силу по 23 ноября 2018 года в соответствии с графиком оказания услуг».
В Арктике появится подводный комплекс для геологоразведки
В Арктике появится подводный комплекс для геологоразведки
9 Августа 2018     12:00
Российские судостроители до конца сентября 2019 года построят опытный образец и проведут испытания бурового комплекса для глубоководной геологоразведки на дне Северного ледовитого океана. Соответствующая документация размещена на сайте госзакупок.

В 2007 году российский глубоководный аппарат «Мир» достиг дна Северного ледовитого океана в точке географического Северного полюса. Целью экспедиции, в которой принимал участие президент АСПОЛ Артур Чилингаров, была задача доказать, что арктическое дно является продолжением Сибирской континентальной платформы и Россия может претендовать на залежи углеводородов.

Согласно документации, работы на сумму 216 млн 450 тысяч рублей Центральному научно-исследовательскому институту судового машиностроения заказало Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» — один из мировых лидеров в проектировании подводных лодок и ведущее в России конструкторское бюро подводного кораблестроения.

«Буровой комплекс предназначен для размещения на научно-исследовательской подводной лодке в качестве технологического оборудования для производства глубоководных геологоразведочных работ в морях Арктики», — говорится в документе.

Комплекс предназначен для бурения скважин глубиной до 5 метров в мягких и уплотненных грунтах, а также глубиной 25 см в скальных породах, отбора полученного керна.

В документации указано, что работы выполняются в рамках подпрограммы «Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы».

В 2013 году Фонд перспективных исследований совместно с Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» проводили проработку возможности создания техники для подледного освоения месторождений углеводородов в зоне круглогодичного ледового покрова в российской Арктике.

К осени 2017 года были проработаны и приняты заказчиком облики уникальных роботизированных комплексов, способных обеспечить полностью автономное подводное и подледное освоение месторождений углеводородов на дне Северного ледовитого океана: энергетический комплекс для автономного энергообеспечения технических средств подводного освоения месторождений углеводородов, транспортно-монтажный и сервисный комплексы, подводный буровой комплекс для выполнения полного комплекса работ по подводному строительству разведочных и эксплуатационных скважин.
Эксперты предложили провести раскопки найденного на Ямале древнего захоронения
Эксперты предложили провести раскопки найденного на Ямале древнего захоронения
8 Августа 2018     17:00
Специалисты научно-производственного объединения (НПО) «Северная археология-1», которые обнаружили в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) захоронение возрастом около 4,5 тыс. лет, предложили провести масштабные раскопки объекта для изучения быта и культуры древних народов. Найденные предметы передадут ученым для исследования. Об этом сообщил директор НПО «Северная археология-1» Георгий Визгалов.

«После окончания полевого сезона мы отправим находки на исследования в лаборатории в Екатеринбург, Новосибирск и Санкт-Петербург. К примеру, по анализу обнаруженного в захоронении угля мы сможем узнать более точный возраст находок. Сейчас мы посмотрим, какие работы мы можем сделать в своих условиях, а позже уже определим центры для отправки материала. Для этого региона это очень интересный объект, поэтому здесь хотелось бы провести полноценные раскопки», - цитирует Визгалова ТАСС.

Ранее мы сообщали, что древнее захоронение обнаружили в Салехарде во время проведения историко-культурной экспертизы под благоустройство городского сада, примерный возраст объекта - 4,5 тыс. лет. Объект расположен на возвышенности, недалеко от крупного археологического комплекса Усть-Полуй. Археологи НПО «Северная археология-1», которые являются экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы, уже взяли пробы. Там же были найдены культовый сосуд, каменная шлифованная пластина с отверстиями и угли, которые, по мнению экспертов, могли остаться от проведения особого погребального обряда.

В пресс-службе губернатора ЯНАО уточнили, что уникальный для Арктики объект найден в городском саду Салехарда, расположенном в центральной части так называемого памятника регионального значения «Территория села Обдорского XVIII-XIX вв».

По данным экспертов, всего в арктическом регионе насчитывается более 500 археологических памятников, которые являются единственным источником знаний о древней и средневековой истории территории.
В России создали «вечный» ядерный реактор для подлодок
В России создали «вечный» ядерный реактор для подлодок
8 Августа 2018     13:00
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» испытала новейшую технологию «вечного двигателя» для подводных лодок в Нижнем Новгороде. Разработка  позволит использовать реакторы подлодок в течение всего срока службы судна. Об этом говорится в опубликованном годовом отчете предприятия «Росатома» Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова.

Секрет технологии заключается в создании новых активных зон реактора – областей, содержащих тепловыделяющие элементы, в которых происходит управляемая цепная реакция.

Одна из новых зон, оптимизированная для подводных лодок четвертого поколения, позволит эксплуатировать судна до среднего ремонта корабля – этапа, на котором происходит замена или восстановления оружия, технических средств и корпуса для поддержания необходимых свойств субмарины.

Вторая активная зона позволит использовать реакторы подлодок вплоть до их списания и является уникальной за всю отечественную историю подобных разработок.

Помимо этого в отчете ОКБМ Африкантова говорится о создании серийных активных зон для проектируемых атомных ледоколов. Эти зоны обладают более чем в два раза увеличенным энергозапасом по сравнению с используемыми ныне в реакторах, что позволит эксплуатировать корабли в течение около 10 лет без перегрузки.

В июне были изготовлены новейшие турбины ТНД-17 для серии новых российских ледоколов проекта 22220, куда входят судна «Урал», «Сибирь» и «Арктика». Разработки позволят повысить маневренность ледоколов благодаря электрической схеме движения. В свою очередь, это позволит почти мгновенно задействовать мощность реактора без инерции.
Российские яхтсмены совершат экспедицию на два Полюса в честь открытия Антарктиды
Российские яхтсмены совершат экспедицию на два Полюса в честь открытия Антарктиды
7 Августа 2018     15:00
Яхтсмены из России на парусно-моторной яхте планируют совершить кругосветную биполярную экспедицию «Сибирь-Антарктида» в честь 200-летия со дня открытия Антарктиды русскими исследователями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым. Об этом сообщает Сибирский окружной информационный центр.

«Экспедицию предполагается совершить на парусно-моторной яхте «Сила Сибири», начав летом 2019 года из устья реки Иртыш, обойти Антарктиду, придерживаясь маршрута первооткрывателей континента, и вернуться к исходной точке в сентябре 2020 года. Всего путешественники за 15 месяцев пройдут более 45 тысяч морских миль», — говорится в сообщении информационного центра.

После завершения экспедиции яхту «Сила Сибири» планируется использовать как учебное парусное судно для подготовки курсантов мореходных учебных заведений, а также в деятельности Русского географического общества для исследований Арктики и Антарктики.

Напомним, январь 1820 года (28 января или 16 января по старому стилю) вошел в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды. Честь ее открытия принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Двухсотлетие открытия будут отмечаться в 2020 году.
Росатом может приступить к управлению СМП в первом квартале 2019 года
Росатом может приступить к управлению СМП в первом квартале 2019 года
7 Августа 2018     14:00
Росатом может приступить к управлению Северным морским путем в первом квартале 2019 года. Об этом пишет отраслевое издание «Страна Росатом».

«В Росатоме рассчитывают, что закон об операторе СМП и сопутствующие подзаконные акты будут приняты и оформлены в конце этого года. Речь идет, в том числе о передаче дирекции имущества СМП. В таком случае работа по управлению Северным морским путем сможет начаться уже в первом квартале 2019 года», - говорится в материале.

Ранее сообщалось, что заместителем генерального директора – директором дирекции Северного морского пути Росатома 24 июля назначен Вячеслав Рукша, занимавший должность генерального директора ФГУП «Атомфлот».

Рукша сообщил «Стране Росатом», что главной задачей до конца года является прохождение необходимых процедур, чтобы законопроект о наделении Росатома статусом оператора инфраструктуры СМП успешно прошел второе и третье чтения в Госдуме.

«Главная цель дирекции – доведение объема грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2030 году. Это указ президента, и мы будем его выполнять в сотрудничестве с Министерством транспорта», - приводит слова Рукши отраслевое издание.

Напомним, Госдума в июле приняла в первом чтении законопроект, определяющий полномочия Росатома в сфере развития и функционирования Севморпути и прилегающих территорий. Документом предлагается сосредоточить ряд компетенций, в том числе в сфере судоходства, безопасности мореплавания, развития портовой и энергетической инфраструктуры в акватории СМП и на прилегающих территориях, а также в области обеспечения необходимых при этом сервисов, в рамках одного инфраструктурного оператора – Росатома.

Предусматривается наделение Росатома полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственных программ в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП.

Законопроектом предусмотрено, что полномочия по нормативно-правовому регулированию судоходства по Севморпути, выполнение международных обязательств РФ, контрольно-надзорные функции, в том числе утверждение стандартов и требований, связанных с безопасностью мореплавания и другие, осуществляет Минтранс России.

Напомним также, вчера, 6 августа, в Минтрансе появился заместитель, которому поручили развитие Северного морского пусти. Его будет курировать заместитель министра, глава Росморречфлота Юрий Цветков.
На Чукотке предложили создать программу по развитию коренных народов Севера
На Чукотке предложили создать программу по развитию коренных народов Севера
7 Августа 2018     12:00
Глава Чукотки Роман Копин заявил о необходимости разработки государственной программы по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Об этом сообщает пресс-служба правительства региона.

«Острый вопрос – развитие комплексной и устойчивой поддержки коренных малочисленных народов Севера. Как отметил губернатор, правительству Российской Федерации необходимо разработать государственную программу по социально-экономическому развитию КМНС», — говорится в сообщении.

По словам Копина, сегодня серьезной проблемой в округе является обустройство национальных сел и создание комфортных условий жизни в условиях Арктики.

«Несмотря на то, что фактическая стоимость строительно-монтажных работ на Чукотке значительно выше не только среднероссийских показателей, но и средней стоимости по Дальнему Востоку, уровень участия федерального бюджета на экономическое и социальное развитие КМНС на Чукотке снизился с 2015 года в 4 раза», — рассказал Копин.
Минтранс назначил нового куратора Севморпути
Минтранс назначил нового куратора Севморпути
6 Августа 2018     15:00
В Минтрансе появился заместитель, которому поручили развитие Северного морского пусти. Водный транспорт вместо ушедшего в бизнес Виктора Олерского будет курировать заместитель министра, глава Росморречфлота Юрий Цветков.

За два с половиной месяца без куратора в отрасли успело произойти несколько важных событий. Так, продолжился передел полномочий на СМП между Минтрансом и «Росатомом», ФАС предложила реформу портового сбора, так чтобы его платили стивидоры, а не судовладельцы, а планируемое межправсоглашение с Астаной, которое должно было дать углю из Казахстана приоритетный доступ к российским портам, отложили на неопределенный срок. Но с точки зрения развития СМП назначение Юрия Цветкова весьма благоприятно: глава Росморречфлота устраивает обе стороны спора за контроль над Арктикой.

В СКФ назначение господина Цветкова называют логичным, подчеркивая его профессионализм и знания в области морского транспорта, а также опыт работы на госслужбе. В компании отмечают, что ее рекомендации по соответствующему запросу Минтранса были «исключительно положительными».

В новой должности, полагает Надежда Малышева из PortNews, Юрию Цветкову в первую очередь предстоит заняться вопросами арктического судоходства и развития СМП, а также реализацией новых портовых проектов, в том числе таких, как сухогрузный район порта Тамань, Мурманский транспортный узел, и завершением крупных инфраструктурных проектов на реке (в первую очередь речь идет о Багаевском и Нижегородском гидроузлах и восстановлении глубин на сибирских реках). Новому замминистра предстоит плотно работать на стыке между Минтрансом и Минпромторгом в вопросах стимулирования развития судостроения и распределения квот. Еще одно важное направление — это международная деятельность по линии IMO в сфере ужесточения экологических требований к судовому топливу.

Юрий Цветков окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова, прошел путь от четвертого до второго помощника капитана на судах Балтийского морского пароходства и компании Unicom (дочернее предприятие СКФ, сейчас — SCF Management Services). В 1996–2008 годах работал в Счетной палате, курировал транспорт. Потом перешел в СКФ на должность замгендиректора, ненадолго уходил в Объединенную судостроительную корпорацию, но в 2009 году вернулся в СКФ. С 2012 года — президент «Новошипа».
Танкер «Кристоф де Маржери» поставил новый рекорд в Арктике
Танкер «Кристоф де Маржери» поставил новый рекорд в Арктике
6 Августа 2018     12:30
Российский ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» поставил новый рекорд при транспортировке груза по Северному морскому пути. Об этом сообщил информационный портал Energyland.

Российский газовоз транспортировал СПГ из порта Сабетта в порт Таньшань и преодолел Северный морской путь в восточном направлении в рекордные сроки, особенно для ранее июльской навигации. Ледокол прошел 2360 морских миль от Сабетты до мыса Дежнева всего за 7 дней и 17 часов. Полный срок рейса составил 18,5 суток. На протяжении всего плавания судно действовало самостоятельно и пробиралось через толщи льдов своими силами – спецпроводки не понадобилось. Средняя скорость судна на СМП составила 12,8 узла.

Быстрое прохождение судов в восточном направлении подтверждает экономическую целесообразность использования СМП и открывает огромные перспективы Пути в качестве транспортного коридора для постоянных поставок СПГ в страны АТР морем.

Главный инженер ПАО «Совкомфлота» Игорь Тонковидов подчеркнул, что перед экипажем корабля стояла очень непростая задача. Необходимо было провести «Кристоф де Маржери» в неравномерных ледовых условиях,  местами с ограниченной видимостью и в до конца неизученных зонах Арктики. Все это требовало не только высокопрофессионального маневрирования, но и слаженной, сконцентрированной работы всего экипажа. Правильный выбор скорости при ломе льдов дал возможность ледоколу безопасно пройти весь маршрут.

«Кристоф де Маржери» – уникальный ледокол и первый в мире танкер-газовоз, предназначенный для круглогодичной транспортировки СПГ. Грузоподъемность танкера – 172 600 куб. м. сжиженного газа. Это головное судно серии из 15 аналогичных танкеров. Судно отличается не только высоким ледовым классом, но и отменной маневренностью. «Кристоф» может без помощи проходить льды толщиной до 2,1 метра. Мощность пропульсивной установки судна составляет 45 МВт.
Новости 625 - 636 из 1013
Начало | Пред. | 51 52 53 54 55 | След. | Конец