Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация

127025, Москва, Новый Арбат, 19

+7 (495) 697-51-78
apparat@aspolrf.org 
Научные исследования "Роснефти" северных морей закрыли многие "белые пятна"
Научные исследования "Роснефти" северных морей закрыли многие "белые пятна"

Научные исследования "Роснефти" северных морей закрыли многие "белые пятна"

7 Декабря 2021     17:09

Разворачивающаяся в России вторая волна освоения севера требует серьезной научной базы. Закрыть информационный вакуум, остававшийся еще с советских времен, помогли в том числе исследования, созданного "Роснефтью" "Арктического научного центра". За прошедшие 10 лет центром получены уникальные данные о животном мире, экологии, геологии и климате региона, рассказали в компании.

"Арктический научный центр" (АНЦ) был учрежден в октябре 2011 года в целях научно-проектного обеспечения инициатив "Роснефти" на континентальном шельфе. За прошедшие 10 лет компанией была проведена самая масштабная с советских времен программа научных исследований Арктики, которая включает около 40 научно-исследовательских экспедиций в акватории всех морей российского сектора Северного Ледовитого океана. Сами исследования комплексные и направлены на изучение ледников и айсбергов, геологии морской и прибрежной зон, редких видов животных и птиц.

Прикладной характер
"АНЦ специализированный институт, который занимается конкретными научными исследованиями, закрывая огромные белые пятна в изучении Арктики и наверстывая упущенное", - отметил директор департамента технического регулирования и развития научно-проектного комплекса "Роснефти" Эдуард Тимашев. Как добавил гендиректор АНЦ Михаил Болдырев, в советское время активное освоение региона завершилось к концу 1980-ых, так и не дойдя до многих областей и вопросов, а по многим направлениям наработки либо устарели, либо утеряны, что создало вакуум информации о регионе. Начинался АНЦ с сопровождения проектов компании в Карском море, а теперь охватывает не только северные моря, но и сушу, занимаясь изучением климата, экологии и геологии. Сегодня в АНЦ работает более 100 человек, а сам центр входит в научно-технический кластер "Роснефти", объединяющим около 30 институтов и являющийся крупнейшим в Европе.

Несмотря на научный характер работы, задачи перед АНЦ стоят прикладные. "Просто обладание балластом знаний ничего не дает, центр их структурирует, классифицирует. При этом мы стремимся, чтобы эти знания не превращались в комнаты бумажных отчетов, а ложились в основу цифровых моделей, которыми могли бы пользоваться как заказчики внутри компании, так и внешние", - отметил Эдуард Тимашев. "Мы понимаем, как мы их будем использовать, как мы будем коммерциализировать и использовать ту базу данных, которую мы получаем для того, чтобы компания имела конкурентные преимущества в регионах присутствия", - добавил он.

К примеру, изучение геологии северных морей, позволит компании построить достоверную геологическую модель региона и оценить его нефтегазовый потенциал. Гидрометеорология даст возможность понимать этот сложный регион с точки зрения климата, ледовой обстановки, ветров, течений, изменений. Исследования животного мира позволяют следить за изменением хрупкой природы, а также вырабатывать рекомендации для поведения людей. Все это требует долгосрочных исследований и большого количества данных. Как отметил Эдуард Тимашев, АНЦ работает в сотрудничестве с большим количеством отечественных институтов и широко привлекает в свои проекты научное сообщество.

Экологические проекты
Так по программе сохранения биологического разнообразия, АНЦ совместно с ИПЭЭ РАН, ААНИИ и Сибирским федеральным университетом в 2020 году начали работать в рамках национального проекта "Экология". Направлена программа на изучение популяций так называемых "биоиндикаторов устойчивости арктических экосистем": белого медведя, атлантического моржа, дикого северного оленя и белой чайки. Как пояснил начальник отдела инновационных проектов на шельфе АНЦ Артем Исаченко, находясь на вершине пищевой цепи именно эти животные отражают изменения, происходящие по всей цепочке, в том числе из-за изменения климата и деятельности человека. Но данные нужны многолетние, так как состояние животных может меняться из года в год и по естественным причинам. Из текущих прикладных результатов - разработанные методические рекомендации по защите полярных станций от белых медведей.

Важным научным достижением стал микробный препарат для очистки акватории и береговой линии северных морей от углеводородов. Работа над ним ведется совместно с негосударственным институтом развития "Иннопрактика" и Биологическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова. Как отметил Артем Исаченко, уникальность препарата в возможности работать при отрицательных температурах в северных морях. "Достаточно будет иметь на каждом судне горсть гранул, чтобы вкинуть их в возможное загрязнение, и бактерии будут жить в нем, расти и фактически "съедят"", - пояснил он. Сейчас АНЦ уже работает над промышленным масштабированием технологии.

Ледовая обстановка
Как рассказал главный специалист "РН-Эксплорейшн" (структура "Роснефти) Андрей Колюбакин, в этом году в проливе Вилькицкого возникла неожиданная проблема - он оказался забит льдом на 1,5 месяца раньше, чем обычно. Однако АНЦ предвидело ситуацию, и научно-исследовательский флот вернули в Мурманск. Это стало примером использования пласта гидрогеологических данных, собранных центром, и построенной на их основе модели климата региона. "Это позволяет планировать морские операции и максимально эффективно использовать окно погоды и принять все меры для обеспечения безопасности работ", - отметил Колюбакин.

По словам Колюбакина, за этим результатом стоит воссоздание сети буйковых станций, автоматических метеостанций, полевых баз, а также собранных во время экспедиций данных о ледяных образованиях Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, которых раньше не было. При этом постоянный мониторинг ледовой обстановки упростит задачу круглогодичной навигации по Севморпути.

Как добавил Михаил Болдырев, данные о льдах позволяют в том числе и понять, какие характеристики потребуются для судов, которые будут задействованы в северных регионах. Какие понадобятся классы ледостойскости, винтовые механизмы и так далее. Это, в том числе, даст информацию и для первых российских судов для Северного морского пути, которые строятся на верфи "Звезда" в Приморском крае, которая создана консорциумом во главе с "Роснефтью".

А в перспективных разработках АНЦ есть и идеи перемещения мешающих судоходству айсбергов. В 2016-2017 годах было выполнено 36 экспериментов по изменению траектории дрейфа айсбергов в Карском и Баренцевом морях, что стало первой в мире подобной целевой научной программой, над которой АНЦ работает совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом, и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом.


Источник: tass.ru

Фото: tass.ru, Пресс-служба Роснефти





Возврат к списку