Ассоциация полярников
Межрегиональная общественная организация
@aspolrf mail@aspolrf.ru
+7 (495) 697-44-45
127025, Москва, Новый Арбат, 19
Новости

Новости

Гидрографы Севфлота установили координаты открытого школьниками острова в Арктике
Гидрографы Севфлота установили координаты открытого школьниками острова в Арктике
20 Сентября 2018     16:16
Гидрографы Северного флота во время исследовательского похода на судне «Горизонт» установили точные координаты нового острова в Арктике, открытого российскими школьниками в начале этого года по спутниковым снимкам. Об этом сообщили в пресс-службе флота.

«Экипаж гидрографического судна «Горизонт» обследовал и подтвердил координаты острова, ранее открытого школьниками по снимкам со спутников. Он находится на месте отступившего ледника у Новой Земли», - сказали в пресс-службе.

Сейчас новый остров неофициально называют островом Школьников. Как сообщалось ранее, он был найден школьниками из Подмосковья Артемом Макаренко и Валерией Саенко. Ребята – представители созданной при поддержке Роскосмоса молодежной межрегиональной группы, участники которой дистанционно наблюдают за поверхностью Земли. Открытиям помогли фотографии, сделанные российским космическим аппаратом дистанционного зондирования Земли «Канопус-В» и европейскими «Landsat» и «Sentinel».

Участок суши появился после отступления ледника Вилькицкого близ Новой Земли. По данным гидрографов Севфлота, отступление ледников в Арктике в последние годы идет очень активно. «Благодаря этому открываются новые, ранее неизвестные территории суши, а также проливы и другие географические объекты», - отметили на флоте.
Моряки Северного флота завершили сезон очистки Арктики
Моряки Северного флота завершили сезон очистки Арктики
20 Сентября 2018     12:56
Экологический взвод Северного флота завершил мероприятия по очистке Арктики, запланированные на 2018 год. Об этом сообщила пресс-служба флота.

«Личный состав взвода произвел загрузку теплохода «Капитан Данилкин» контейнерами с металлоломом, собранным на арктическом острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова) прошедшим летом», - сказали на флоте. Всего на судно погружено 36 морских контейнеров. Общий груз металлического мусора составляет 362,5 тонны. Изначально планировалось собрать 300 тонн металлолома.

На этом работа экологического взвода Северного флота в Арктике в этом сезоне закончена. Далее металлолом будет доставлен в Мурманский порт и затем перевезен на базу хранения для последующей реализации.

Экологическая очистка Арктики силами флота продолжается четыре года. В летнее время проводятся работы по сбору и прессовке металлолома. Большую часть лома составляют сплющенные 200-литровые бочки из-под горюче-смазочных материалов.
На программу развития Арктики за три года выделят более 16 млрд рублей
На программу развития Арктики за три года выделят более 16 млрд рублей
20 Сентября 2018     10:52
Из федерального бюджета в течение трех лет планируют выделить более 16 млрд рублей. Их направят на реализацию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Об этом стало известно из пояснительной записки к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

«Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», в 2019 году составят 5 млрд 675,8 млн рублей, в 2020 году – 5 млрд 513,9 млн рублей, в 2021 году – 4 млрд 896,1 млн рублей», - говорится в записке.

Предусмотренные в законопроекте бюджетные средства по сравнению с объемами, утвержденными законом о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, в 2019 году увеличены на 700,2 млн рублей, в 2020 году - на 2 млрд 837,5 млн рублей.

Госпрограмма включает подпрограммы «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике», «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации».
В Госдуме открыли выставку о русской Арктике
В Госдуме открыли выставку о русской Арктике
19 Сентября 2018     14:00
В Государственной Думе открыли выставку фотографий «Покорение русской Арктики: время и технологии». Организатором экспозиции выступает Комитет палаты по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Об этом сообщает «Парламентская газета».

«За мою бытность впервые проходит в Госдуме такая серьезная, объемная и уникальная выставка, посвященная русскому Северу. Я думаю, что это было правильным решением провести ее сейчас, когда наши «друзья-соперники» пытаются на нас давить по всем направлениям», — сказал «Парламентской газете» глава комитета Николай Харитонов на открытии экспозиции.

Депутаты приняли участие в осмотре выставки, где были представлены экспозиции фотографий, баннеров и мультимедийных панелей. На экспозиции продемонстрировали знаковые исторические события освоения Арктики — от героического подвига русских первооткрывателей до современных достижений промышленного освоения арктического региона.

Выставка будет проходить в Государственной Думе до 21 сентября.
СМИ: На саммите Арктических государств ключевой темой станет вопрос защиты коренных народов
СМИ: На саммите Арктических государств ключевой темой станет вопрос защиты коренных народов
19 Сентября 2018     11:41
Не исключено, что лейтмотивом очередного заседания Арктического совета станет выработка стратегии, направленной на защиту коренных жителей региона.

Финляндия рассчитывает провести у себя очередной саммит государств-участников Арктического совета и уже занимается его подготовкой. Об этом сообщил представитель МИД Финляндии по вопросам Арктики Харри Мяки-Рейникка.

Напомним, что председательство в международной организации, куда также входят Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Швеция и Исландия, перешло к Финляндии в прошлом году. Тогда же руководство страны выступило с инициативой организовать встречу лидеров стран-участниц Совета на своей территории.

Саммит для Финляндии – событие беспрецедентное. Дело в том, что последняя встреча на уровне глав государств была проведена здесь в 1996 году, а затем все значимые мероприятия ограничивались переговорами глав МИД приарктических государств.

Заседание запланировано на май следующего года. В частности, свою готовность приехать на мероприятие подтвердил президент РФ Владимир Путин в рамках переговоров со своим финским коллегой Саули Ниинистё. Встреча состоялась в Сочи в мае этого года. «Не должно возникнуть проблем и с другими приарктическими государства, в частности - с Канадой и США», - отметил представитель финского дипломатического ведомства.

Кроме первых лиц приполярных государств в заседании примут участие главы МИД, ведущие политики, общественные деятели и экологи, а также представители северных коренных народов, населяющих регион. Одной из ключевых тем заседания, как ожидается, станет обсуждение социальных проблем современной Арктики. Не исключено, что итогом саммита станет выработка действенной стратегии, направленной на защиту коренного населения, населяющего самый холодный регион планеты.

Россия уже давно и плодотворно работает в этом направлении. Более того – защита малочисленных коренных народов Севера остается ключевым аспектом ее арктической политики.

Основным правовым актом, определяющим особый международно-правовой статус коренных малочисленных народов, является Конвенция «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах», утвержденная 26 июня 1989 года. Основные положения документа отражены в Конституции Российской Федерации. Там же прописаны и нормы международного права в сфере обеспечения и защиты населения, проживающего на территории российской Арктики. Ключевая роль в обеспечении социальных гарантий отводится Министерству регионального развития РФ, которое активно взаимодействует с другими органами исполнительной власти и общественными объединениями, чья работа заслуживает отдельного внимания.

Особого внимания заслуживает деятельность Ассоциации малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Структура призвана решать проблемы коренных народов на региональном, государственном и международном уровнях. Приоритетными задачами в этой области остаются сохранение национальной культуры и традиций, развитие традиционного жизнеобеспечения народов (оленеводства и других промыслов), повышение показателей грамотности и доступность медицинского обслуживания.

«Если поначалу защита интересов коренных народов была делом малочисленных энтузиастов из числа представителей национальной интеллигенции, то сейчас этим делом занимаются опытные политики, имеющие позиции не только в регионах, но и на федеральном уровне», - отмечает доктор политических наук, вице-президент фонда «Центр политических технологий» Ростислав Туровский.

Действительно, сегодня Ассоциация тесно сотрудничает с палатами Федерального собрания РФ, правительством, администрацией президента, принимает активное участие в работе над законодательными документами, призванными обеспечить права КМНС. Кроме того, в августе этого года Ассоциацией был создан благотворительный фонд, направленный на поддержку новых проектов в поддержку северян.

Перед Москвой, безусловно, стоит непростая задача: вывести качество жизни за Полярным кругом на среднероссийский уровень. И совершенствование органов самоуправления коренных народов Севера, их участие в государственном и муниципальном управлении становится для Москвы приоритетным. Несомненным является и то, что работа в этом направлении должна проходить на всех уровнях власти.


Источник: InfoRos
По СМП успешно прошел первый контейнеровоз
По СМП успешно прошел первый контейнеровоз
19 Сентября 2018     10:06
Контейнеровоз датской компании Maersk успешно завершил прохождение российской части Северного морского пути (СМП). Об этом говорится в материале The Independent, журналисты которого ссылаются на письмо Maersk.

Компания подтвердила успех «разового пробного прохода» по СМП, отметив, что судну «по мере необходимости» оказывали помощь ледоколы.

«Пробный проход позволит нам изучить оперативную возможность контейнерных перевозок по Северному морскому пути и собрать данные. В настоящее время мы не рассматриваем Северный морской путь как коммерческую альтернативу нашей существующей сети», — цитирует РБК газету The Independent.

Контейнеровоз Venta Maersk, вместимость которого составляет 3,6 тыс. стандартных контейнеров, вышел из южнокорейского порта Пусан 28 августа. Согласно данным ресурса Vesselfinder, отслеживающего перемещения судов, сейчас Venta Maersk идет вдоль берегов Норвегии. Venta Maersk везет российскую рыбу и электронику из Южной Кореи, товары предназначены, в том числе и для европейских потребителей.

Ожидается, что часть груза контейнеровоз доставит в порт Бремерхафен в Германии, а затем завершит свой маршрут в порту Санкт-Петербурга. Его прибытие ожидается в конце следующей недели.

Напомним, как мы писали ранее, задачей рейса должна стать проверка возможности использовать путь, который проходит в водах российской Арктики, в качестве альтернативы торговому пути из Азии в Европу, проходящему через Суэцкий канал. Разрешение на плавание датского грузового судна было выдано администрацией Северного морского пути (организация, подведомственная Федеральному агентству морского и речного транспорта) 24 июля.
На Урале презентуют мобильную установку для переработки отходов в Арктике
На Урале презентуют мобильную установку для переработки отходов в Арктике
18 Сентября 2018     14:01
Уральские производители представят мобильный мусороперерабатывающий комплекс для Крайнего Севера и отдаленных регионов. Презентация состоится на конференции «Утилизация (переработка) отходов – рациональное ресурсопользование», которая откроется сегодня, 18 сентября в Екатеринбурге. Об этом сообщил министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов.

«На территории арктического региона существуют недоступные населенные пункты, откуда вывоз твердых коммунальных и иных отходов невозможен, но туда возможно доставить данную установку. Она есть, она произведена. Мы будем ее презентовать на круглом столе, посвященном Арктике», - цитирует Кузнецова ТАСС.

Как рассказал агентству гендиректор компании «Кибертоп Экосистемс» Юрий Селиванов, установка не сжигает мусор, а разлагает его на безвредные элементы, при этом выделяется тепло и электроэнергия. «По мере накопления какого-то количества отходов она приезжает в населенный пункт, деструктурирует эти отходы, на выходе получается абсолютно безвредная зола, и установка, как рейсовый автобус, едет к следующему населенному пункту», - добавил он.

Селиванов отметил, что в комплексе применяется цельная литая керамика, что позволяет достигать температуры в 1500 градусов Цельсия, топливом могут стать дрова, торф, уголь. «Это местные легкодоступные виды топлива. Мы сформулировали для себя идею ни в коем случае не использовать привозное топливо и газовое топливо. Газ есть не везде, а мусор – это постоянно возобновляемый ресурс», - добавил разработчик.

По словам Селиванова, установка уже прошла промышленные испытания и этой весной получила заключение о прохождении государственной экологической экспертизы. Разработкой заинтересовались в регионах, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе. «Ямальский и Тазовский районы предоставили нам данные и попросили подготовить им технико-экономическое обоснование», - отметил руководитель компании.
Ученые из Томска создадут автоматическую метеостанцию для Арктики
Ученые из Томска создадут автоматическую метеостанцию для Арктики
18 Сентября 2018     13:24
Специалисты томского Института мониторинга климатических и экологических систем (ИМКЭС) и компания «Сибаналитприбор» планируют к 2020 году разработать автоматический арктический метеокомплекс, который сможет в течение года измерять около десятка метеорологических параметров в условиях Арктики. Об этом сообщает инновационный портал Томской области.

В сообщении говорится, что Арктика – это стратегическая территория, где нельзя использовать некоторые классы приборов иностранного производства. Кроме того, импортные автономные станции дорогие.

«Станция должна быть полностью автоматической, в Арктике метеостанция будет работать в диапазоне температур до минус 70 градусов, в условиях больших ветровых нагрузок и полярной ночи, когда невозможно в качестве источника питания установить солнечную батарею», –  цитирует инновационный портал замдиректора ИМКЭС Владимира Королькова

Станция будет автоматически измерять около 10 метеопараметров (скорость ветра, температуру воздуха, давление, количество осадков, интенсивность солнечной радиации). Питание станции может обеспечивать автономный источник, а данные будут передаваться по спутниковым каналам связи. Для этих разработок планируется привлечь специалистов из Томского политехнического университета, «Микрана» и «ЭлеСи».

Проект реализуется за счет гранта федеральной целевой программы в 105 миллионов рублей, еще 45 миллионов вложит ИМКЭС, часть средств внесет «Сибаналитприбор». По условию гранта, к 2020 году станцию необходимо разработать, собрать и испытать в условиях, приближенных к арктическим.
России разработают уникальную подлодку-робот для освоения недр Арктики
России разработают уникальную подлодку-робот для освоения недр Арктики
18 Сентября 2018     12:19
Фонд перспективных исследований (ФПИ) передает Росатому документы на атомную подлодку-робота «Айсберг» для разработки недр подо льдами Арктики, рассказал РИА Новости руководитель проектной группы фонда Виктор Литвиненко.

«Сегодня идет процесс передачи документов проекта федеральным органам исполнительной власти. Было проведено пять емких аванпроектов, которые в перспективе позволят создать новую технику для освоения арктических морей в суровых условиях. Ничего подобного в мире нет. Объем документации огромен. Мы сегодня занимаемся ее передачей в Росатом», — сказал Литвиненко.

По его словам, следующим шагом должно стать создание структуры, которая во взаимодействии с «Роснефтью», «Газпромом», ОСК, Росатомом и в будущем, возможно, с Ростехом, позволит все разработанное превратить в железо.

«Затем эта компания будет предоставлять «железо» «Газпрому», «Роснефти», а может быть и на международный рынок выйдет, продавая автономные комплексы, которых нет ни у кого», — уточнил собеседник агентства.

Проект «Айсберг» проводит Фонд перспективных исследований на базе ЦКБ морской техники «Рубин». В его рамках предусматривается создание уникальных роботизированных комплексов, способных обеспечить полностью автономное подводное и подледное освоение месторождений углеводородов в зоне круглогодичного ледового покрова Арктики. В сентябре 2017 года ФПИ сообщал, что разработаны аванпроекты энергетического, транспортно-монтажного и сервисного, бурового комплексов, а также комплекса сейсморазведки.
Эксперт: механизм инфраструктурной ипотеки поможет развитию Арктики
Эксперт: механизм инфраструктурной ипотеки поможет развитию Арктики
17 Сентября 2018     14:11

Задачи устойчивого экономического развития арктических территорий и привлечения инвестиций в Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ) возможно решить с использованием механизма инфраструктурной ипотеки. Такое мнение высказал ТАСС в кулуарах форума Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) по арктическим исследованиям в Якутске эксперт Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики), доцент РАНХиГС Александр Воротников.

«Очевидно, что широкий объем развития инфраструктуры Арктики требует соответствующего объема финансирования. В настоящее время идет разработка механизма инфраструктурной ипотеки, которая является дальнейшим развитием и совершенствованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Работа над механизмом инфраструктурной ипотеки идет практически год и близится к завершению. Дальнейшее развитие нового инструмента инвестирования сделает возможным финансирование многих инвестиционных проектов в АЗРФ, и сделает реальным ее устойчивое развитие», - приводит слова Воротникова ТАСС.

Эксперт отметил, что инфраструктурная ипотека представляет собой усовершенствованное ГЧП. «Частный партнер берет кредит, строит объект, а пользователи этого объекта постепенно кредит погашают. То есть возврат происходит за счет регулярных платежей от владельцев инфраструктуры и бюджетов различных уровней. Применение механизма госгарантий позволяет сделать кредит дешевле. В случае реализации проекта инфраструктурной ипотеки частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход», - пояснил он.

По мнению Воротникова, инфраструктурная ипотека позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов. «Инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит. Наличие государственных гарантий в проектах инфраструктурной ипотеки повышает их привлекательность для участия в них, как инвесторов, так и кредиторов, а также снижает риски по возврату капитальных вложений», - считает эксперт.
В России разработали радар для беспилотников в Арктике
В России разработали радар для беспилотников в Арктике
17 Сентября 2018     10:41
Концерн РТИ разработал и успешно провел наземные испытания образца бортового радиолокационного комплекса (БРЛК). Планируется, что в будущем изобретение можно будет применять для ледовой разведки в Арктике, что в значительной степени повысит качество и эффективность поисково-спасательных операций. Об этом рассказал генеральный директор компании Максим Кузюк.

Он отметил, что испытанный образец может определять уровень сплоченности, тип и траекторию движения льдов, а также исследовать метеорологическую обстановку.

Кузюк, которого цитирует ТК «Звезда», подчеркнул новизну изобретения, отметив, что в настоящий момент ни один российский комплекс не способен проводить оперативную разведку ледовых полей и мониторинг дрейфа айсбергов.
Иностранным судам временно разрешат проход по Севморпути
Иностранным судам временно разрешат проход по Севморпути
17 Сентября 2018     09:36
Некоторым типам иностранных морских судов разрешат проход по Севморпути в первое время после вступления в силу запрета на проход по российским водам судов иностранного производства. Такое заявление сделал вице-премьер Юрий Борисов в эфире телеканала «Россия».

Планируется, что запрет будет действовать с 1 января 2019 года.

«По решению правительства, разрешено будет судам другой постройки проходить, потому что весь типаж судов мы не состоянии сразу будем перекрыть. Я считаю, что здесь нет никаких антирыночных мер. Это нормальная защита российского производителя, и она должна стимулировать загрузку, в том числе и «Звезды»,— цитирует Борисова РИА Новости.

По его словам, США еще в 1920-х годах ввели аналогичные меры, чтобы защитить своих производителей.

«При перевозке в Америке в прибрежных водах только суда, построенные в Америке, под американским флагом могут там ходить. Северный морской путь — это чисто российские прибрежные воды, мы защищаем своих судовладельцев в этом плане», — сказал Борисов
Новости 1 - 12 из 470
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец